Любознательность и любопытство

Очень любопытно, чем отличается любознательность от любопытства. Не одно ли это и то же? Если всё-таки нет, то в чём они схожи и где разница? Почему вопрос? Да потому, что специальная рубрика Открытого проекта культурного поиска и продвижения «Контур будущего» называется «Любознатель», и интересно, кто будет на неё больше обращать внимание и больше в неё заглядывать – любопытные или любознательные?

Попробуем поразбираться, оттолкнувшись сначала от словообразовательных конструкций этих слов и их этимологий. Любопытство – любо пытать. А «пытать» – в русском языке слово многозначное. У него есть не только значение «истязать, мучить», но и другие, одно из которых «спрашивать, расспрашивать, разузнавать, разведывать» (Малый академический словарь). Вот именно эта суть и присутствует в любопытстве: любо (желание, тяга, страсть, мания) спрашивать, расспрашивать, разузнавать, выведывать, получать информацию. В хорошем смысле любопытство – интерес о чем-то разузнать, в более негативных смыслах – тяга или даже мания обо всём услышать, расспросить, выведать, что не есть хорошо, если, конечно, это не профессиональная необходимость филёра.

Любознательность – любо знать. В нашем языке глагол «знать» – тоже слово многозначное. В данном контексте нам наиболее важны следующие его значения: 1) «иметь сведения о ком-либо, чем-либо»; 2) «обладать знанием чего-либо, иметь специальные познания в какой-либо области»; 3) «понимать, сознавать, отдавать себе отчет в чем-либо» (Малый академический словарь). Итак, получаем смысловое раскрытие «любознательности» как совокупности и соединения всех трёх оттенков смыслов и значений: любо (интерес, стремление, тяга, желание) получать и иметь информацию о чем-то, обладать знаниями по каким-то темам, проблемам, иметь специальные познания в определенных сферах и областях, понимать, сознавать, отдавать себе отчет в каких-то конкретных вещах и вопросах.

Если теперь сравним «любопытство» и «любознательность», то уже можно сделать вывод, что два эти слова – по смыслу не одно и то же, даже не затрагивая пока их различные коннотации, а просто оценив их содержательный состав и смысловое наполнение. Но есть ли сущностное единство в чём-то у этих слов? Конечно, есть. И это видно как раз через просвечивание структуры смыслов обоих слов. У «любознательности» первое из высвеченных смысловых значений фактически повторяет всё полное значение «любопытства». Получается, что любознательность просто и естественно включает в себя любопытство, но только в его позитивном коннотационном аспекте. Любознательность всегда несёт только положительную смысловую нагрузку и, соответственно, имеет такое же восприятие людьми.

В реальном языковом использовании «любопытство» и производное от него прилагательное «любопытный» кроме позитивных имеют и, скажем так, негативные смысловые оттенки, характеризующие те человеческие поведенческие проявления, что люди не очень привечают, не одобряют, не приветствуют, так что даже пословицы-поговорки и крылатые выражения на эту тему придумали и в жизни используют. Например, «любопытство не порок, а большое свинство», «любопытной варваре на базаре нос оторвали». Но «любопытство» слово, в восприятии которого «чёрное и белое» переплетено, поэтому существует и такая расхожая фраза, что «любопытство – не порок, а тяга к познанию». В целом «любознательность» и «любопытство» слова смыслом тесно связанные, но в общем случае не совсем синонимичные, т.е. нельзя просто автоматически, без чёткого понимания контекста заменить в тексте или речи одно слово другим.

Любопытство (то, что мы этим словом называем) есть не только у человека, но и у животных. Любопытство – это такой узнавательный (от узнать о чём-то), особый ознакомительный животный информационный инстинкт. Человек, как известно, в биологическом смысле – животное из класса млекопитающих. Любопытство присуще любому человеку с момента его рождения, чтобы понять это, достаточно посмотреть, как грудной младенец обозревает, щупает и тянет в рот окружающий мир. А любознательность – это познавательное стремление личности, её особое индивидуальное свойство, которое возникает и усиливается (или не возникает, у кого как) по мере взросления и интеллектуального развития человека. Одни люди становятся любознательными и живут, испытывая частую жажду познаний и стремясь постоянно её удовлетворять, а другие зависают где-то на уровне голого и праздного любопытства и так проживают всю свою жизнь.

Кстати, праздно любопытный человек никогда не скажет, что ему что-то любопытно, так может сказать только любознательный.

Любознательность и любопытство: 3 комментария

  1. С детства надо развивать все качества, стимулируя любознательность. Нельзя запускать, ведь чем шире круг интересов, тем лучше для гармоничного развития личности. Развитию любознательности у ребенка способствуют книги. Сейчас проще прочитать электронные книги. Но не стоит забывать, что всему должна быть мера.

  2. Прекрасно, когда человек от природы наделен таким качеством. Но я бы любознательность с интеллигентностью не сравнивала. Интеллигентность это именно то, что можно и нужно воспитывать в человеке.

  3. Каждый ребенок активно стремится к накоплению информации об окружающем мире. Для достижения данной цели используются самые разнообразные, порой весьма причудливые методы. Но почему одного такого карапуза называют просто любопытным, а второго гордо именуют любознательным? Существует ли разница между двумя близкими с виду понятиями? Попытаемся выяснить, чем отличается любопытство от любознательности.

Добавить комментарий для womanblog Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Проектно-консалтинговая
лаборатория
©   «КОНТУР будущего»
  ©