Неформат личности

Личность – единица внесистемная. Этот культурно-философский постулат, декларирующий и пропагандирующий неформальность жизненного самоопределения человека и свободность выбора им направлений и способов личностной самореализации в соприкосновении с окружающим социальным миром, в выстраивании согласований с ним, дает определённый повод задуматься, или, как говорится, информацию к размышлению.

В связи с чем вообще такая тема возникает, какими смыслами она наполнена? А возникает она в связи с рассмотрением и осмыслением ценностных мотивов, движущих оснований и возможностей жизненной реализации человека в современном мире, в связи с вопросами о его роли в обществе, о значимости и ценности одного человека для других людей. И связана эта тема непосредственно с тем, какие окружающие условия, на основе каких принципов и с помощью каких механизмов и действий для развития человека создаются и предлагаются.

Человеческая личность не может быть втиснута целиком во внешние формальные рамки. Она – явление уникальное, а не продукт шаблонно-типового регламента. Личность всегда в чем-то выходит, иногда очень сильно и выразительно, за формальные грани любой регламентированной извне системы. Может быть, проще попробовать неформальность личности объяснить аналогией – «через костюмчик». «Главное, чтобы костюмчик сидел». Исполненный по универсальной, унифицированной мерке, по общему, одному для всех лекалу, как оказывается, «не сидит» – не смотрится подходяще, не создает того впечатления, как могло бы быть и как хотелось бы человеку – где-то слишком тесно обтягивает, топорщится или, наоборот, излишне свободно, мешковато висит – не презентует человека, не показывает его выигрышно, не подчеркивает достоинств и не оттеняет недостатков его фигуры, выглядит безлико, не формирует привлекательного образа.  Но «костюмчик» – это главным образом о внешнем облике. Для «костюмчика», который будет «сидеть», нужна мастерская индивидуального пошива, а для человека в целом – мастерская индивидуального формирования и развития уникальных, неповторимых личностей. Впрочем, для понятия «личность» эти определения – тавтология, так как эти категории характеризуют личность априори.

Каждый индивид, соприкасаясь с внешним социальным и природным окружением, изучая, познавая и воспринимая его в разных чувственных сигналах, ощущениях и интеллектуальных формах, самостоятельно создаёт свои мировоззренческо-понятийные основания, свои собственные ценностные, деятельностные, поведенческие и др. модели и системы, свои персональные измерения, шкалы восприятия и меры оценивания окружающего мира, даже если он никогда об этом не задумывается и этого не осознаёт.  На этой основе у человека возникает присущее только ему индивидуальное мышление, оформляется  индивидуальное сознание, формируются личностные представления обо всем, накапливаются знания, вырабатываются отношения и персональные взгляды на разные вещи и вопросы, актуализируются индивидуальные побуждения, инициируются посылы, стремления и т.д.  Это происходит у каждого человека, но у каждого по-своему, не как у всех остальных.

Человеческая личность не штампуется – она ваяется (ценится, на дороге не валяется), ибо она есть уникальное произведение искусства, точнее – многих разных искусств, и у неё много разных ваятелей. Главным же ваятелем человеческой личности является её хозяин, носитель.

Каким же образом это учитывает сегодня человеческий мир, создавая свои модели формирования и развития человеческой личности – организуя  системы образования, воспитания, социализации и др. Оказывается,  что учитывает в определенных аспектах не очень разумно и толково, многое не достаточно хорошо понимая или многим пренебрегая, на что-то не обращая должного внимания или вовсе закрывая глаза.

Как не шьют большие фабрики с поточным производством индивидуально подогнанные «костюмчики», так официальные, формальные системы образования-воспитания-социализации человека не могут обеспечить его всестороннего, полноценного личностного развития, максимального выявления и раскрытия его личностного потенциала. Раскрывать все грани человеческой личности, её неформальную целостность невозможно на формальной основе, рутинно формализованными действиями, унифицированными подходами и методами и типовым для всех содержанием. Именно потому, что личность – категория неформальная, её полноценное, всеобъемлющее развитие и разностороннее раскрытие может качественно совершаться только в неформальных условиях, адаптированных под индивидуальные интересы и потребности и ориентированных на них. Вот тут и происходит концептуальный, стратегический выход на неформальное образование, которое, как оказывается, уже достаточно давно существует как социально-культурная явление в обществе, как субкультура образовательных практик – имеет свою историю и свои научно-теоретические основания и описания, результаты и достижения.

Для тех, кто весьма далёк от научных вопросов развития человека, чья профессиональная, общественная или иная деятельность никак не связана, например, с вопросами образования, воспитания, социализации, для кого педагогические и психологические темы – это что-то из разряда очень отвлеченных материй, для таких людей может быть совсем не легко понимать многое из того, о чём идет речь в публикациях на эту тему. В России, даже в научных кругах, этот проблемно-тематический пласт ещё слабо разработан, а многим просто неведом, даже тем, кто по роду своей профессиональной деятельности вроде бы должен был об этом знать и кое-что в этом понимать. Но такая ситуация неведения и непонимания  – это во многом наследие советского времени, следствие «особого» пути, особых политик социального, культурного и образовательного развития в СССР, а затем и в России, ставшей его правопреемницей, но не взявшей от него многое хорошее и, наоборот, перенявшей и оставившей для себя что-то не самое разумное, не самое правильное из прошлого. Говорить и разъяснять многое о неформальном образовании, так чтобы непосвящённым становилось понятно, непросто. Впрочем, Проектно-консалтинговая лаборатория «КОНТУР будущего» в своей деятельности и публичных коммуникациях ориентируется на самый широкий круг интересующихся лиц, просвещённых и подкованных в чем-то или не очень. Мы стараемся представлять и доносить до ума и восприятия людей всё, по возможности, доступно.

С этого материала рубрика «Неформальное образование» начинается. Тематика неформального образования для некоторых специалистов Проектно-консалтинговой лаборатории является направлением и проблематикой научных исследований и научно-практической, образовательной и социокультурной деятельности уже в течение более чем четверти века. Поэтому продолжение разговора о неформальном образовании непременно следует.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Проектно-консалтинговая
лаборатория
©   «КОНТУР будущего»
  ©