От социального – к социокультурному

Для тех, кто сегодня хотя бы немного интересуется общественными проблемами и заинтересован в том, чтобы в российском обществе шли позитивные изменения в различных социальных, гражданских, культурных и других подобных некоммерческих направлениях, должно быть известно такое словосочетание, как «социальный проект». И если в суть его многие, может быть, не вникали, то слышать это название – слышали.

Вообще, такие проекты, о которых идет речь, точнее было бы называть не социальными, а социокультурными. Их, собственно, часто так и называют. Но в официальном, широко растиражированном использовании в ходу именно «социальные». Может быть, потому что так короче. А может, потому, что для большинства простых российских граждан, или, как можно было бы сказать, для среднего россиянина, слово «культурный» часто имеет весьма стереотипное звучание как относящийся к «сфере культуры», под которой обычно, тоже как клише, понимается то, что непосредственно связано с каким-либо искусством, художественной, музыкальной, артистической или иной близкой этому смысловому ряду творческой деятельностью. И это многих людей могло бы запутать и отдалить от участия в тех общественно, социально, культурно и т.д. значимых делах, которые сегодня стратегически инициируются на государственных (региональных, муниципальных) законодательных и административных уровнях, а также активно пропагандируются, поддерживаются и практически обеспечиваются некоммерческим сектором, и которые в общественно-информационном поле именуются «социальными проектами».

Под «социальными» подразумевается, во-первых, что некие проекты прямо связаны с какими-то актуальными в настоящее время потребностями конкретных людей, что проекты замышляются и делаются сегодня  в интересах определенных групп людей и что реальные люди, а не какие-то гипотетические, статистические душевые единицы, должны что-то получить в результате реализации проектов – какие-то блага (поэтому что-либо получающих, приобретающих от реализации проекта людей называют благополучателями). А во-вторых, что разрабатываться и реализовываться эти проекты тоже должны самими людьми, какими-либо их активными сообществами, инициативными группами, свободно, добровольно, самостоятельно. То есть в названии «социальные» сконцентрирована главная смысловая фиксация, что такие проекты организуются и делаются какими-то реальными людьми для каких-то тоже совершенно реальных людей.

Только вот одним определением «социальный» смысловые сущности таких проектов не охватываются и не раскрываются во всей их ценностно-значимостной полноте. Потому что локальные «социальные» проекты – маленькие прорастающие зернышки на громадном поле решения разных, различающихся по содержанию и масштабу общественно значимых проблем – способны порождать, выращивать и развивать исключительно значимую в очень многих отношениях, большую, массовую общественную культуру. И интеллектуальную, и мировоззренческую, и нравственную, и деятельностную, и коммуникативную, и кооперационную, и гражданскую, и еще много какую. Именно поэтому такие проекты более точно по смыслу должны называться «социокультурными», чтобы подчеркивать, акцентировать внимание людей на их разных культурных эффектах и влияниях.

Социокультурные проекты инициируют новые позитивные общественные установки, стремления и побуждения самых разных простых людей, способствуют их психологической мотивации и вере в собственные возможности и силы. Такие проекты порождают гражданские и патриотические настроения и чувства причастности к общим делам, формируют новые деятельностные, коммуникативные, партнёрские навыки и ответственности и многое другое, что важно для культурного облика современного человека и социума. А это и есть наиважнейшее в глобальной идеологии и стратегии социально-проектной деятельности. Конкретные социально-проектные идеи и дела, конечно, значимы создаваемыми для благополучателей благами, но культурная миссия и роль самодеятельного проектного движения по своей значимости еще ценнее. Ценнее по своему влиянию на менталитет и мировоззрение, на отношение людей к разным жизненным проблемам и вещам, в том числе и к власти, на выработку новых активных жизненных позиций, на желание что-то полезное самостоятельно делать, объединяя общие силы, в чем-то совместно с другими людьми участвовать.

В практическом информационном использовании у Проектно-консалтинговой лаборатории «КОНТУР будущего» присутствуют как равноправные и взаимозаменяемые семантические единицы словосочетания «социальный проект» и «социокультурный проект», каждое из которых может употребляться в разных ситуативных контекстах. При этом «социокультурный» является полным, смысловым, сущностным понятием, а «социальный» как бы его лексически сокращенным вариантом для более официального и обиходного использования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Проектно-консалтинговая
лаборатория
©   «КОНТУР будущего»
  ©