Здоровье в частной собственности

Каждый человек становится частным собственником от момента своего рождения. Он получает и имеет свою частную собственность благодаря самому факту прихода в мир жизни. Не по наследству, хотя и наследственные линии для этой частной собственности имеют значение, но не главное. Есть у любого человека то, что принадлежит только ему одному всю его жизнь и больше ничьим быть не может. Разные материальные предметы и объекты, всевозможное имущество, всякие артефакты и даже нематериальные вещи, мысли, идеи и слова могут принадлежать разным людям, быть их частной семейной, групповой, совместной или некой ещё общей собственностью. Но существует одно особое олицетворение и воплощение частной собственности, которое является уникальным и никому кроме одного единственного индивидуума принадлежать не может. Этим воплощением частной собственности является здоровье конкретного человека.

Здоровье – это исключительно индивидуальная частная собственность. Сущность абсолютно неповторимая, единичная, уникальная. В каком бы смысле ни понималось и ни рассматривалось здоровье, не существует ничего, что бы можно было отнести к категории универсальных, общих для всех людей, всесильных методик и рецептов-панацей, отвечающих за здоровье. Это показательно можно видеть на примере самого привычного и понятного большинству людей контекстов здоровья – медицинского, о котором, собственно, в разных бытовых, обиходных ситуациях и говорят люди. Медицина – сфера деятельности и наука эмпирическая и в отличие, например, от точных наук у неё нет никакой универсальности методов в отношении её предмета ведения – человека. Что будет пригодно и действенно в случае одних людей, может оказаться совершенно бесполезным по отношению к другим. Во многом именно отсюда проистекает и мудрая мысль, что просто врач (или что то же самое – плохой) лечит болезнь, а хороший лекарь врачует, исцеляет человека.

Несмотря на мировоззренческие стереотипы огромных масс людей, говорящих о здоровье в непременной привязке к медицине, в рассмотрении и раскрытии смысла и сущности «здоровья» медицинский контекст (физический, соматический и т.п.) совсем не главный, не ключевой. В интерпретации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «здоровье» есть «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». В свете этой ВОЗ-трактовки «здоровье» предстаёт тем жизненным измерением, которое к медицине имеет не прямое, а опосредованное отношение, поскольку контекстная проекция в медицинскую плоскость в этом представлении фактически есть только после слов «а не только». Это и понятно, и логично, здоровье – широкий проблемный ракурс, вообще говоря, не медицинский, как это традиционно воспринимается множеством обывателей, а жизненно много более объёмный и многомерный.

Любая собственность человека может рассматриваться и восприниматься как некоторый потенциальный ресурс для его жизни, нужный для чего-то, правда, далеко не всё может оказаться практически востребованным и используемым. Но здоровье оказывается даже не просто ресурсом, а капиталом (capital: а valuable resource of a particular kind (Oxford dictionary) – Капитал: ценный ресурс особого рода, вида). Капитал – не самоцель, это только вспомогательное средство для жизни. Капитал имеет активную сущность, в научной теории у него даже есть другое название – активы. Здоровье – это жизненный капитал, жизненный актив. Характеристическим свойством капитала является способность приносить прибыль. В свете здоровья – это «прибыль жизни».

Всякой собственностью, а тем более капиталом как ресурсом необходимо управлять. Здоровьем в том числе. Человек является собственником своего здоровья, но быть владельцем и управлять – это в общем случае не одно и то же. Для управления материальным капиталом собственники часто нанимают других людей, поручают им это дело. Нечто подобное происходит и со здоровьем, когда человек не управляет своим здоровьем, не понимает или не хочет это делать, а отдает его на внешнее управление каким-то «специалистам» или, что ещё хуже, вовсе пускает на самотёк. Здесь здоровье рассматривается с позиций ВОЗ-представления как синергийная совокупность трёх составляющих состояний – физического, душевного и социального  благополучия. В этой связи совершенно не означает, что имеющий меньше физических, медико-биологических отклонений от средней нормы или не имеющий их вовсе человек здоровее других людей. Недаром первоисходный вариант одного общеизвестного изречения звучит как «в здоровом теле здоровый дух – большая редкость (редкая удача, редкое явление)».

 Очень наглядно и показательно «здоровье» человека «во внешнем управлении» можно увидеть по отношению к его раннему возрасту, детству. В детстве человек (ребенок) не управляет сам своей уникальной частной собственностью – здоровьем  как совокупностью состояний – и это право присваивают себе, забирают другие люди – родители, опекуны – вроде бы как во благо ребёнка. Пока человек не осознаёт себя обособленно-самостоятельным, он не способен ответственно управлять своим здоровьем, своими жизнеобразующими состояниями. Он их не понимает, но внешне как-то отражает и выражает в своих жизненных проявления, откликах, реакциях.

Есть родители, которые почти патологически стремятся сделать своих детей «счастливыми» – всё им дать материальное, всем обеспечить, накормить, снабдить, всё дозволить, ничем не нагрузить, всё за них решить и сделать. Поэтому у таких детей от всяческих излишеств и расслабленностей, от чрезмерных родительских опёк и ограждений от реальной жизни – и физические, и психические, и социальные проблемы, а вовсе не благополучие. У них не развивается реалистичное, критическое, самостоятельное мышление и восприятие окружающего мира, жизни, самих себя. Или бывает другая крайность – чрезмерная родительская требовательность, строгость, ригоризм, не уменьшающиеся даже по мере взросления сына или дочери (для родителей это всегда ребёнок, за которым нужно следить, руководить, контролировать). Такой тип родительского управления приводит иногда к серьёзным последствиям для психических сторон детей, а как следствие этого, и физических, и социальных, так что, даже повзрослев, человек продолжает ощущать себя подчинённым и зависимым от воли, требований и указаний родителей во всех отношениях, допустим, в таких как обязанность в учёбе иметь хорошие оценки. И придя, например, в вуз из школы, человек несёт в себе укоренившийся и проросший нездоровый психологический комплекс внешней необходимости «хорошей оценки», доходящий до того, что психические переживания по поводу «хорошей оценки», которую он должен родителям, приводят к необходимости лечиться от нервных срывов. Это невыдуманные факты из реальной жизненной практики.

Ответственность за собственные состояния (т.е. за своё здоровье) должна формироваться по жизни у каждого человека. Но не многие родители этому учат, школа не учит вообще, а других влиятельных социокультурных институтов в этом плане в нашем обществе тоже нет. Потом уже, повзрослев, человек добирает самостоятельным эмпирическим опытом представления и понимания об ответственности за самого себя, за своё здоровье, но у многих это не очень получается. Отсюда у людей, как была когда-то вера в родителей, возникает вера «во врача», «в таблетку», «в магию», во что и в кого угодно, но не в себя, отсюда и проистекают у людей разные неудовлетворенности и неспособности в жизни – неблагополучие, т.е. нездоровье. А когда такой человек сам становится родителем, какое здоровье своим детям он может обеспечить, если под здоровьем понимать не отсутствие физических болезней и немощностей, а комплекс человеческого благополучия?

Здоровье выступает интегральной категорией благополучия. И очевидным становится тот факт, что здоровье человека – вещь очень относительная, так как относительными оказываются сами составляющие  благополучия, ибо они связаны с индивидуальными восприятиями человеком всех аспектов благополучия, у каждого человека свои меры и измерители разных сторон благополучия и его полноты. Здоровье – это личное внутреннее ощущение человека, вещь субъективная, или всё же объективная, а, следовательно, внешняя характеристика человека? По всему получается, что и объективная, и субъективная одновременно. Если, например, наркозависимый испытывает в какой-то момент состояние эйфории, довольства, кайфа, то это вовсе не означает, во всяком случае, для других людей, что у человека всё благополучно, что человек здоров. Психически нормальный человек может управлять своим здоровьем, а человек с повреждённой психикой, зависимый – нет.  А в то же время людей с какими-то физическими отклонениями от средней нормы, которые при этом активно живут в человеческом мире и достаточно полноценно себя реализуют в обществе, вряд ли разумно считать нездоровыми, если они себя таковыми не считают.

Здоровье – дефиниция сознательная. Исходя из индивидуальности восприятия всех составляющих величин благополучия, можно утверждать, что никто кроме самого человека не может полноценно и всеобъемлюще управлять его здоровьем, но и сам человек в силу разных причин, оснований, способностей может быть плохим управляющим своего здоровья.  Управление здоровьем – категория мыслящая и сознательная вдвойне.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Проектно-консалтинговая
лаборатория
©   «КОНТУР будущего»
  ©