Поле войны – социальные сети

Давно ли в обиходном лексиконе людей появилось словосочетание «социальные сети» (англ. – social network)? По меркам истории человечества только вчера. Этому ныне социально-массовому феномену информационно-технологической эпохи, который теперь именуется «социальными сетями», не более 20 лет от роду. Первой социальной сетью в интернете с определёнными оговорками можно считать американский интернет-проект Classmates.com, созданный в 1995 году, который был предназначен для поиска своих одноклассников-однокашников и который существует и по сей день. Правда, на начальном этапе своей жизни этот интернет-ресурс не являлся полноценной по современным стандартам социальной сетью, так как у него отсутствовала возможность создания личного профиля, на сайте просто размещались списки людей по организациям, в которых люди когда-то учились или работали. Первым  же интернет-проектом, в целом имевшим уже привычный сегодня облик социальной сети, с личным профилем, возможностью создавать списки друзей, а потом и поиска по страницам друзей, стал тоже американский интернет-ресурс SixDegrees.com. Однако этот проект, начатый в 1997 году, закрылся в 2001. Со времени появления этих интернет-ресурсов по миру и пошло, и полетело – «социальные сети», и теперь разные социальные паутины захватили и пленили уже сотни миллионов интернет-пользователей и продолжают втягивать и поглощать всё новых и новых.

Для большинства простых людей социальные сети – это площадка межличностных и групповых коммуникаций, презентационное окно, а также в некоторых соцсетях еще и деловое, коммерческое поле для реализации своих бизнес-интересов и ведения предпринимательских дел. В социальные сети абсолютное большинство людей входит с совершенно мирными целями, для реализации своих мирных интересов. Но сами социальные сети оказываются сегодня не только мирной средой, но и военным плацдармом, а также еще и особым театром военных действий. И хотя эти действия внешне бескровные, но их поражающее влияние может быть сравнимо, а порой и превышать эффекты от реального вооруженного воздействия. Именно поэтому страны, которые оказываются политическими оппонентами и противниками, а иногда и физически противостоят на международной арене, пусть не прямо, но опосредованно, рассматривают информационные среды, средства массовой информации, а теперь и отдельный сегмент – поле социальных сетей как важнейшие пространства борьбы. Для таких противостояний в интернет-сфере придуман термин «сетевые войны» (англ. – netwar). Однако о том, что интернет в целом и социальные сети в частности – это поле масштабных, активных военных действий, большинство людей, пойманных в социальные сети, не думают. Не догадываются о чужих больших военных планах, тем более не знают о боевых технологиях и методах, но, не ведая этого, тем не менее, невольно становятся активными или пассивными участниками социально-сетевых противоборств и баталий.

Смысл любой войны в том, чтобы победить противника – добиться своих целей любым путём, в том числе путём его уничтожения. Но уничтожить – не значит обязательно устранить физически. Уничтожить как противника может означать и деморализовать – вынудить перестать сражаться, заставить сложить оружие, бросить свои позиции, сдаться в плен, подчиниться воле победителя, принять его точку зрения и т.п. Поражающее воздействие сетевых войн – информационно-пропагандистское – направлено на мозг человека, на его мировоззрение, его жизненные ценности, основания, позиции, а оружие, технологическое обеспечение для этого используется самое разное. Чем меньше будет поддерживающих противника, стоящих на его стороне и сражающихся за него «солдат» (людей), тем легче и быстрее может быть достигнута победа. И чтобы этих побед добиваться, противоборствующие стороны выстраивают и реализуют целые стратегии ведения сетевых и информационно-медийных войн. Поражающее воздействие в них нацелено не только на разумы, но и на эмоции. Всё это воздействие организуется и осуществляется по разным технологическим линиям и каналам, текстовым, наглядно-образным, аудиовизуальным, с помощью различного медиа-контента (фото, аудио, видео). Особое средство воздействия исключительно в соцсетях – это волновое оружие, все информационно-волновые эффекты возникают за счёт передачи информационного возмущения (сигнала) от точки к точке социальной сети (человека к человеку) и могут многократно взаимоусиливаться, это тоже всё хорошо просчитывается и используется противостоящими сторонами в информационно-сетевых войнах.

О том, что информационные и сетевые войны – не вымысел, и что социальные сети в стратегиях этих войн рассматриваются как особые поля активного противоборства, может свидетельствовать информация о создании на базе чешского отделения финансируемой из федерального бюджета США организации Радио Свободная Европа / Радио Свобода (Radio Free Europe / Radio Liberty ) специального медиа-департамента DIGIM, деятельность которого направлена на то, чтобы «противостоять дезинформации в российской медиасфере посредством различных соцмедиаплатформ (в частности, Facebook, Twitter, «ВКонтакте» и «Одноклассники»)». Эта структура создаётся в рамках программ деятельности правительственного агентства США Совета управляющих по вопросам вещания (Broadcasting Board of Governors; BBG), новая структура должна полностью заработать в 2015 году. Участвует в продвижении этого проекта и медиа-гигант Google – за рекламу Радио «Свобода» и «Голоса Америки» в русскоязычном секторе интернета ему причитается $100 тыс. от BBG.

Развивая эту линию, можно отметить информацию американских СМИ о том, что в США еще несколько лет назад компанией Ntrepid была создана специальная компьютерная программа, используемая сейчас американским военным ведомством, позволяющая создавать фиктивных онлайн-персонажей в социальных сетях и на других веб-сервисах и управлять ими, имитировать видимость их сетевой активности, чтобы противостоять распространению антиамериканской информации или информации не в интересах США. Эти фальшивые персонажи неотличимы от настоящих людей, могут входить в онлайн-обсуждение через блоги, доски объявлений, чаты, конференции и т.п., чтобы дискредитировать противников или, наоборот, создать видимость согласия. Такая деятельность США уже активно идёт в интернете, в разных его языковых и национальных сегментах, по всему миру, правда, своих граждан американские военные успокаивают, что в американском секторе интернета они эту программу не используют.

В общем, далеко не мирным и не безобидным оказывается это место – социальные сети. И прежде чем вступать с кем-то в полемику или наоборот поддерживать в социальной сети кого-то, может быть, стоит очень хорошо подумать и оценить, не является ли этот персонаж провокационным обманом, сетевым гомункулом, созданным специальной американской компьютерной программой, разработанной и используемой для продвижения в мире интересов США и противодействия интересам других стран, в частности России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Проектно-консалтинговая
лаборатория
©   «КОНТУР будущего»
  ©