Сетевая иллюзия собственного бизнеса

Кто из людей не хотел бы быть владельцем собственного бизнеса? Звучит громко, а главное, бизнес – это то, что приносит деньги, чего еще надо? В нашем сегодняшнем обществе сказать «У меня собственный бизнес» – это сразу приподнять себя в типичном восприятии окружающих и приблизить планку этого восприятия к уровню, если не космонавтов, то лётчиков точно, выше могут оказаться разве что только власть имущие чиновники, политики и олигархи. Владелец собственного бизнеса – в глазах многих это круто, а значит и желанно.

Ну как искушённым мозгам бизнеса из мира продвинутого капиталистического развития, умудрённым маркетологам-психологам, изощрённым нейролингвистам-программистам было не заметить такую ментально-психологическую особенность народных масс и выгодным для себя образом не попытаться её использовать. Желание многих разных людей быть хозяином собственного бизнеса, сияющее яркими красками в образе американской мечты, стало одной из ключевых предпосылок создания особой игры для народа – игры в «собственный» бизнес, внешне очень завлекательной, заманчивой игры с вроде бы возможными большими «призовыми выигрышами».

Цель любого бизнеса – получение прибыли, извлечение дохода. Все дела в бизнесе ради этого и делаются. Деньги – это тот корм, за которым охотятся все рыбы-люди, плавающие в пучине океана мирового рынка. А поскольку все они одинаково жирно кормиться априори не могут – корма на всех не хватает, то для основной массы рыбёшек, охочих до этого корма, нужно что-то, чтобы они совсем не оголодали и не поедали друг друга. Нужна кормящая их иллюзия, от которой бы они спокойны, умиротворённы были и океан мировой не будоражили. Вот для мелкой рыбёшки, кто самостоятельно денежный корм добывать не слишком может, а хотел бы его иметь, хитрые большие рыбы придумали игру-симулятор, эрзац собственного бизнеса, его иллюзию – сетевой маркетинг. Сетевой маркетинг, или иначе – сетевой бизнес, он же МЛМ – многоуровневый маркетинг (MLM – multi-level marketing). Впрочем, сетевой – это только в русской версии. В русском аналоге названия в отличие от американского оригинала не очень проглядывается его сущностный смысл, так как в «сетевом», вообще говоря, «многоуровневость» явно никак не угадывается.

Это маркетинговое направление одно из самых массовых социально-экономических, деловых и предпринимательских явлений на Западе, где человеку всячески усиленно внушается, что он делает свой собственный бизнес и за счёт этого может быть сколь угодно богат. Всё постсоветское время это явление активно и многолико распространяется и по российским просторам. Ловят ищущую корм «рыбёшку» кошельковыми неводами и другими хитрыми ловушками-приманками, сулящими полные кошельки денег. В разных частях рыночного океана маркетинговая путина идет безостановочно, не прекращаясь ни на минуту. И много за это время «рыбёшек» побывало в разных маркетинговых сетях и сейчас продолжает туда попадать.

Есть у тех, кто придумывает, создаёт и расставляет маркетинговые сети, разные хитрости и обманки, на которые реагируют, ведутся, кидаются те, кто потом в эти сети попадаются. И знание некоторых из хитростей-обманок, может быть, будет кому-то полезно в собственной жизни.

Первая хитрость-обманка – «свой бизнес». Декларативно это так, вот только на поверку реально оказывается, что в сетевом маркетинге дела можно и нужно делать вовсе не по своим собственным правилам, а по чужим. Там ты не сможешь создать ничего своего – шаг вправо, шаг влево не поощряются или вовсе запрещены. И другие условия могут быть весьма жесткие – например, сколько-то времени не дал объем и всё – тебя уже взад откатили или совсем из круга выкатили. В этом бизнесе не нужен креатив, там уже всё заранее другими решено, предписано и в виде руководства по применению выдано. И нарушения пресекаются и даже караются. Вплоть до отлучения. А кто ж в собственном-то бизнесе хозяину указывать, а тем более от дела отлучить может?

Вторая хитрость-обманка – «работа на себя». Реально же попавший в сетевой маркетинг оказывается работающим на «дядю» (или «тётю», особенно в таких компаниях, где априори одни тёти) ещё и посильнее, чем на обычной наёмной работе. В многоуровневой сети обязательно есть те, кто сверху, они постоянно или периодически контролируют, инициируют, подгоняют и даже порой поругивают за «лень», корректно, конечно, так как от работы «подчинённых» им денежка капает. То есть позиция попавшего в сеть фактически ничем не отличается от позиции наёмного работника, но не сидящего на окладе, а пашущего сдельно. Сетевая наёмная работа это и есть, только в завуалированном, скрытом виде – «работодатель» никакой ответственности за «работника» вообще не несет и ничего ему не должен. В этом, кстати, главная бизнес-идея хозяев сетевой компании – максимальная минимизация любых организационных, инфраструктурных и других сопутствующих издержек – всё перекладывается на плечи работников.

Третья хитрость-обманка – «неограниченный уровень дохода». На теоретических, завлекающих схемах, которые непременно демонстрируются попавшим в сеть новичкам, это обязательно рисуется и рекламируется. Верхние уровни в сети на схемах олицетворяют собой материальное богатство. Однако это только в своих мечтах новичок воспаряет сразу на верхние уровни и начинает мысленно видеть большие доходы, а в прозаической реальности начинать работу в сети приходится с самого низового уровня, и как бы красиво ни смотрелись все расклады на модельных схемах, все бонусы и дополнительные денежные дивиденды, доход на нижних уровнях сети ограничен многими факторами, в первую очередь реальным объемом рынка, большим количеством альтернативных товаров, покупательной способностью людей, наличием значительного числа таких же голодных «рыбёшек», конкурирующих за денежный «корм», не говоря уже о собственных способностях человека делать работу и ещё о других факторах. Именно в смысле доходов люди испытывают самые быстрые разочарования в сетевом бизнесе, поскольку мечты сильно расходятся с реалиями, и проблемы возникают не только с большими заработками, но и с небольшими нередко тоже.

Четвертая хитрость-обманка – «ничего сложного». Действительно, для многих людей единичная типовая операция, которую нужно совершить по продаже товара или по поиску и заманиванию новой «рыбёшки» в сеть, сложной может не выглядеть. Это в первую очередь для тех, кто экстраверт и у кого нет проблем инициировать разговор с другими людьми, а тем более начать им что-то материальное предлагать, продавать. Но единичная операция, кроме как для объяснения методики, не интересна никому, ни самому «работнику», ни тем более «работодателю» – на  разовой операции не разбогатеешь. Суть сетевого бизнеса – это продажный объём, вал, необходимость поиска большого количества людей, коммуникаций с ними. Интенсивных способов в сетевом бизнесе фактически не существует, только экстенсивные, за счет всё новых и новых привлеченных. А это, естественно, требует всё новых усилий и времени, а они всегда ограничены, да и психологически такая деятельность утомляет. И даже если с низового иерархического уровня чуть поднялся на более высокий, то работы только прибавляется, потому что кроме своих поисков, окучиваний и продаж, становится необходимым «рыбёшек», что под тобой теперь плавают, шугать, чтоб попроворнее были и больше денежного «корма» приносили, от которого и тебе будет немного перепадать. И всё это делать самому и одному, потому что ни «сверху», ни «снизу» никто помогать не обязан, организации-то общей нет, каждый ни от кого не зависим, сам по себе. Вот Стаханову в забое при установлении его рекорда помогала куча подмастерьев. У попавшего в сетевой маркетинг этого нет, были бы подмастерья, не шёл бы в сетевой бизнес чужим товаром торговать. Разве что родственники в чём-то согласятся помогать – чем не «семейный бизнес»?

Пятая хитрость-обманка – «не нужен стартовый капитал». В сетевых заманухах, учитывая, что в сети попадает много совсем тощей «рыбёшки», не имеющей никакого денежного жирка, нередко используется аргумент, что «можно совсем без денежных вложений», являющийся одним из важных первоначально вовлекающих мотиваторов. Правда, даже в тех сетях, где в оргсхемах существует номинальный низовой уровень «без вложений», сразу же поясняется, что с этого уровня расти очень сложно, денег там практически нет, и лучше начинать с того уровня, где нужен стартовый капитал. Поэтому на практике фактически не существует сетевых бизнесов, где бы не приходилось покупать какой-то стартовый товарный набор, причём который может стоить весьма немалую сумму, которую, впрочем, иногда услужливо могут быть готовы одолжить заинтересованные в вовлечении соратники по сети, но чаще инициируют новичка на то, чтобы у кого-то занять, поскольку в сети ему многоголосно сулят, что все вложения точно и сполна окупятся и принесут прибыль. Во многих же сетевых бизнесах для того, чтобы зарабатывать, фактически необходимо иметь свой товарный мини-склад, собранный за деньги. В тех же сетевых компаниях, где человек может получить какой-то товар на реализацию, он выступает практически в роли коммивояжёра, а в этом уже как-то даже иллюзии своего бизнеса не остаётся.

Шестая хитрость-обманка – «высококачественные, эксклюзивные фирменные продукты». На этом построена ключевая маркетинговая идея и стратегия, вообще говоря, всех сетевых бизнесов, так как главный акцент в них идёт на то, что таких товаров больше нигде не купить, что они распространяются только через одну сетевую структуру, потому как, если можно купить в обычном магазине, то через сетевую структуру уже продавать бессмысленно, в бизнес-объемах не продашь.  Если у участника сети, предлагающего товар другим людям, есть совесть и мораль, то он обязательно задумается, насколько таковыми являются «прекрасные, супер-пупер превосходные, ни с чем не сравнимые» продукты, изделия, товары, которые он продвигает на рынке. Самые обычные рекламные, продажные слова в сетевом маркетинге – уникальные, не имеющие аналогов и т.п. товары. Вроде бы нельзя сомневаться продавцу, иначе как продавать. Поэтому в сетевом бизнесе одни люди отключают «мозги», а другие совесть, когда продают «фирменные» товары. А у товаров из сетевого маркетинга чаще всего эксклюзивности самопровозглашённые, никто их никогда с другими подобными, через призму потребительских полезностей и покупательских потребностей не сравнивал, а иногда и их пользовательскую безопасность никто не оценивал. И если что-то будет не так с товаром, то в сетевом маркетинге обязательно будут претензии покупателей к продавцу, чего нормальному человеку совсем не хочется, ибо стыдно.

Седьмая хитрость-обманка – «люди, достигшие успеха». Их обязательно демонстрируют тем, кто приходит к сетевикам, чтобы вновь пришедшие посмотрели на живые образцы «сбычи мечт» и ощутили «реальность возможностей» сетевого маркетинга. В большинстве случаев прямого обмана тут нет, людей презентуют обычно именно тех, кто чего-то в системе этого сетевого маркетинга уже добился, сколотил себе капиталец и теперь открыто и пафосно демонстрирует другим свою жизнь-мечту –«канары, хоромы, удовольствия», завлекая и подталкивая нерешительных и сомневающихся двигаться к своей сетевой благодати. Скрытое лукавство тут в другом: никто не будет разъяснять, что разница серьезная в том, что эти люди пришли в сетевой «клондайк» раньше, одними из первых, а посему «золотые самородки» они уже выбрали и «сливки» тоже уже они сняли, и только они эти «сливки» могут продолжать снимать. Места на вершинах сетевого многоуровнего насеста уже заняты, и взлететь до них тем, кто поздно пришёл, практически не представляется возможным, пока верхние места заняты. Своеобразным подтверждением этому может служить то, что вряд ли можно найти среди своих знакомых таких людей, в количестве больше чем одного человека, которые разбогатели и богато живут только за счёт сетевого маркетинга. Ну а единицы – это просто оказавшиеся первыми в какой-то маркетинговой сети люди с деловой и коммерческой жилкой и хваткой.

Основные ключевые принципы и механизмы вовлечения в сетевой маркетинг ориентированы на включение эмоций и разжигание желаний вовлекаемых с одновременным отключением их рационального разума, критического мышления, которые к тому же часто еще и не развиты. На первом этапе перед многими приходящими в сетевой маркетинг людьми маяком эфемерно сияет одна заманчивая возможность – разбогатеть, иметь собственный бизнес, создать себе чудесное будущее, а о реальности пути к этому критически не думается вообще. А потом, когда приходится задумываться, уже нередко становится поздно, и выпутаться из сети или сорваться с кукана, на котором сидишь, порой можно, только обтрепав «плавники» или же порвав «жабры».

Чудесное, конечно, манит, и Поле Чудес, может, и существует, но про страну ту тоже помнить надо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Проектно-консалтинговая
лаборатория
©   «КОНТУР будущего»
  ©