Проектная тематика, проектные вопросы, как никакие другие, особенно актуализируют ту мысль, то утверждение, что всё, что в жизни делается людьми, должно ими пониматься, во-первых, в плане самих действий, во-вторых, в отношении результатов, которые предполагается получить в итоге деятельности, и очень желательно, в-третьих, чтобы понимание было еще и по поводу возможных последствий, которые могут возникнуть в связи с тем, что будет сделано. В противном случае, если нет обоснованного, продуманного, осознанного понимания, то то, что делается и к чему приводит, может быть не только бесполезным, никому ненужным, бессмысленным, но и вредным и даже опасным.
Что же нужно понимать? Как оказывается, достаточно многое. В проектном контексте для формирования представлений и пониманий имеет значение большое число ракурсов и фокусов рассмотрения проблем и действий, различных параметров, факторов и критериев, подходов и механизмов, показателей и характеристик и иных оценочных категорий. Чтобы все это воспринимать и понимать, необходимо научиться анализировать, оценивать.
Оценка, оценивание – это единственный путь к пониманию смыслов, сущностей, посылов создания, механизмов реализации, результатов и других аспектов, связанных с разработкой и практическим воплощение проектных замыслов. Но чтобы осуществлять оценку и пользоваться ею, нужно пройти путь к пониманию самой оценки, её смысловой нагрузки, предназначения, содержания, принципов осуществления, подходов к организации, форматов проведения и других вещей.
Оценка – непременный, сопутствующий атрибут любого проектирования. Она обязательное условие эффективной разработки и реализации проектов. А если разработка или реализация неэффективные, то зачем такой неэффективный проект тогда вообще нужен – оценка это помогает обнаружить, выявить. В логику и конструкт любого проекта всегда заложена и позиция внутренней оценки, в частности, такой как анализ рисков.
Оценка – это то, без чего при разработке и реализации любых проектов, а социальных особенно, невозможно обойтись. Проект – категория изменения. Без оценки не может быть проектирования как способа построения новой реальности, способа изменения жизни, способа развития. Там, где есть проектирование и проект, обязательно должна присутствовать и сопровождать оценка.
Оценка – это рациональный, разумный, рассудочный, научный путь понимания, в противовес эмоциональному, чувственному, иррациональному восприятию. В вопросах разработки и реализации проектов это исключительно важно, потому что только через комплексную, многофакторную оценку можно сформировать максимально объективную картину относительно целесообразности и перспективности проектных идей, проектных моделей и эффективности конкретных практик осуществления проектных замыслов.
Оценка проектов как ценностная, значимая для людей функция – это не выставление условных баллов-показателей какого-то уровня по какой-то оценочной шкале – это совершение аналитических действий, получение развернутых аналитических выводов, заключений о чем-то, на основе чего выстраивается понимание и представление обо всех сторонах того, что оценивается. Без оценивания никогда не будет достаточного понимания, какие проблемы берутся для решения, кому и зачем вообще нужно двигаться в какую-то сторону, насколько компетентно сформулированы цели и задачи, насколько значимы и ценны предполагаемые результаты, насколько оптимально подобраны модели и способы действий, насколько экономично, рационально и эффективно выбраны и расходуются ресурсы, в какой мере обоснованной является целевая аудитория и т.д.
В вопросах оценки проектов есть свои разработанные научные подходы, методологии, инструментарии. Оценивание это целый комплекс аналитических механизмов и действий на разных этапах жизненного цикла проекта, начиная с оценки проектных идей и заканчивая конечным итогом реализации, помогающих делать выводы и принимать решения о ресурсной поддержке проектов, о ходе реализации проектов, о достигнутых результатах, их влиянии на жизнь людей, на социально-экономические, гражданские, культурные, деловые и другие процессы в обществе.