«Бермудский многогранник» личностного развития

Вопросы личностного развития человека в разные исторические времена волновали наиболее просвещённую, культурно развитую часть человеческого общества, но до сих пор эти вопросы остаются одними из самых сложных для понимания не только простыми людьми, но и специалистами, занимающимися изучением человека и проблемами его развития. Еще большую сложность, чем в теоретическом плане, такие вопросы представляют в связи с практическими задачами по организации социокультурных условий и возможностей для максимально раскрытия внутреннего потенциала человека, для его разностороннего развития и высоко результативной жизненной реализации.

Представители научного мира, работающие по какой-либо научно-практической проблематике, обычно стремятся оформить свои научные результаты в виде определенных модельных представлений, одной из целей которых является возможность их последующего перевода в методологическую плоскость, чтобы потом на основе созданных моделей организовывать соответствующие социокультурные практики (образовательные, воспитательные, социализационные, творческие и т.п.). Любая теория должна быть ориентирована на практику.

Проектно-консалтинговая лаборатория «КОНТУР будущего» с проблемами развития человека работает по разным тематическим направлениям как в научно-исследовательском, так и в практико-прикладном плане. В вопросах исследования и организации практик личностного развития деятельность Лаборатории во многих аспектах опирается на собственную научно-практическую модельную разработку, рабочее название которой:

Концептуальная модель индивидуального развития
и личностной самореализации человека.

Это принципиальная модель-схема, наглядно показывающая основные движущие основания и факторы, условно выделяемые в общем комплексе индивидуального развития человека, взятые во взаимных корреляциях друг с другом. Для модели всего выделено 3 движущих фактора-основания индивидуального развития: 1) Интерес, 2) Способности и 3) Успех. В связи с этим краткий вариант названия этой научно-практической разработки – ИСУ-модель (личностного развития), по первым буквам трех компонентов модели.

Визуально модель-схема представляет собой образ стереометрической фигуры, состоящей из равнобедренно-треугольных плоскостей, горизонтально лежащих одна над другой, каждая из плоскостей соединена с каждой соседней плоскостью линией-вектором, выходящим из одной из вершин нижележащей плоскости-треугольника и идущей в одну из вершин вышележащей. При этом каждый вышележащий равнобедренный треугольник, несколько больше по размерам нижележащего. В интегральном пределе образуется расширяющаяся кверху (перевёрнутая) усечённая пирамида с равнобедренно-треугольным поперечным сечением. В каждой из вершин каждого треугольного сечения располагается один из движущих факторов-оснований индивидуального развития: Интерес, Способности или Успех.

Эта наглядная модель имеет следующий смысл: на каждом условном уровне личностного развития (его символизирует плоскость-треугольник) отправной, исходной точкой развития является движущий фактор – Интерес (первая вершина треугольника – И). Развитие Интереса инициирует и влечет развитие Способностей (вторая вершина – С ) – от Интереса идет вектор к Способностям. В свою очередь, развитие Способностей обеспечивает достижение результата, что приводит к Успеху человека (третья вершина – У) – от Способностей идёт вектор к Успеху. Достижение Успеха, его ощущение с новой силой подстёгивает Интерес и выводит его на новый уровень, поэтому на пространственной модели от вершины «Успех» на нижележащем уровне идёт вектор к вершине «Интерес» на соседнем, вышележащем уровне.

Каждая плоскость-треугольник ИСУ символизирует какой-то один этапный цикл личностного развития человека. Поскольку концептуально полагается, что с каждым новым циклом развития уровень и Интереса, и Способностей, и Успеха по отношению к предыдущим уровням возрастает, то и в наглядном представлении увеличивается и размер плоскости-треугольника.

Три фактора, представляющих собой три разных, но сущностно и генетически взаимосвязанных социокультурных измерения жизненной человеческой активности и самореализации, образуют триаду личностного развития человека. Триада означает триединство – синергию, ценностную и деятельностную взаимосвязь и неразрывность друг с другом этих измерений. Каждое из этих измерений и самоценно, и важно в контексте других.

Эта модель многократно опробована в неформальном образовании, и её полезность и эффективность подтверждена практикой. Однако в вопросах практической реализации эта модель достаточно сложна в обеспечении, там много комплексных аспектов и много всего сопутствующего в организации требуется. ИСУ-матрица должна накладываться на картину развития каждого растущего человека. Делаться это должно теми, кто взялся сопровождать человека в его развитии. Существующие системы формального образования реализации этой модели не обеспечивают и понятийные представления о ней не формируют. Вырастая, человек должен иметь возможность самостоятельно накладывать ИСУ-матрицу на свою жизнь, рефлексируя всё в ней происходящее и намечая свои линии развития и личные достижения, но если об этой модели у него отсутствует представление, то он этого сделать не сможет.

Каждый из управляющих факторов этой модели – Интерес, Способности, Успех – представляет собой отдельную, достаточно обширную научную проблематику, их рассмотрению может быть уделено много времени. И знакомство с ними и их осмысление как по отдельности, так и в едином интегральном комплексе личностного развития, будет продолжено в рамках рубрики «Триада развития».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Проектно-консалтинговая
лаборатория
©   «КОНТУР будущего»
  ©