Человек – система не замкнутая

Как бы ни стремился человек уединиться, обособиться от внешнего мира или как бы ни старались другие люди человека изолировать, всё равно и в природном, и в социальном смысле человек остаётся всегда энергетически и информационно открытой системой, взаимосвязанной и с природным миром, и с человеческим сообществом. Впрочем, любой изоляционизм по отношению к человеку – это аномальные крайности, вообще говоря, его сущностной природе противоестественные, даже когда это сознательный уход от общества, отшельничество. Человек многое берёт и черпает для себя, для своего биологического да и духовного существования, из внешнего природного мира, и не меньше он получает для своей жизни от своего человеческого, социального, культурного и техногенного окружения. Всё, что находится вокруг человека, называют окружающей его средой. Среда – одно из ключевых, многофакторных составляющих развития и жизненной реализации человека.

В чем суть понятия среды по отношению к человеку? В том, что среда характеризует взаимодействия человека с внешним миром. А в этом внешнем мире есть как природные факторы и элементы, так и антропогенные. Среда – категория влияния, категория связей, отношений, взаимодействий. Среда в силовом, энергетическом смысле – всегда чем-то заполненное пространство. Философское понятие среды – противоположность философского понятия вакуума как пустоты (духовного вакуума, интеллектуального вакуума – не смешивать, во всяком случае, прямо, с понятием физического вакуума как пространства, лишенного воздуха или иной газовой субстанции). Среда – это то, что опосредует связи и взаимодействия человека с внешним миром, то, что выступает посредником между человеком и объектами внешнего мира как природного, так и социального. Среда – всё то, посредством чего человек влияет, воздействует на внешний мир или мир воздействует на него. В контексте Открытого проекта культурного поиска и продвижения «Контур будущего» актуализируются главным образом антропогенные факторы среды как наиболее важные для развития человека как существа социального и феномена культурного, хотя и природные факторы тоже не выпускаются из внимания, особенно в некоторых специфических целевых ракурсах.

Чем так важно и значимо понятие среды в контексте развития людей и их жизненных разнообразных реализаций? Тем, что любой человек, желающий каким-то образом влиять на других людей с целью их воспитывать, обучать, образовывать, развивать, на что-то организовывать, к чему-то побуждать, управлять, должен понимать, что на людей будет воздействовать и влиять не он сам, а специально организованные факторы среды, которые он сможет понять, подобрать, соединить, так чтобы они влияли на людей и позволяли добиваться желаемого результата. Во многом то же самое относится и к саморазвитию человека, только в этом случае человек среду промысливает, наполняет и организует сам для себя. Неспособность понимать, какие факторы внешнего окружения человека должны быть включены и усилены, а какие, наоборот, минимизированы или устранены, невозможность соединять одни факторы с другими, создавать их целевые корреляции, неумение управлять совокупностями средовых факторов не позволит решать ни задачи развития человека, ни задачи организации эффективной деятельности. Ни один человек прямо не развивает другого, развитие человека всегда опосредовано, каждый человек развивается только сам, беря что-то от и из внешнего мира.

Что из себя представляют факторы среды, которые необходимо понимать и организовывать, чтобы решать задачи, связанные с деятельностью, культурным или иным развитием других людей? Это и различные нормы и правила, и активностные и поведенческие режимы, и ценностные установки, и мотивации, и различные знания и представления, научные, культурные или иные, и сторонний опыт, и внешние традиции, и способы межличностных и групповых коммуникаций, и информационное наполнение, и примеры из жизни, как позитивные так и негативные, и эмоциональный фон, и различные виды психологических подкреплений, и стимулы-поощрения, и контрольные и оценочные механизмы, и соревновательность и конкуренция, и техническое и технологическое оснащение, и многое другое в зависимости от конкретных контекстов деятельности или развития. Каждый из факторов может быть предметом специального рассмотрения не только какой-то статьи, но и различных научных или социальных исследований. Все факторы среды актуальны и важны тем, что проецируясь на человека и влияя на него, определяют в конечном итоге различные результаты человеческой деятельности, его жизненной реализации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Проектно-консалтинговая
лаборатория
©   «КОНТУР будущего»
  ©