Человек в культурных планах

Человек – дитя природы, её крошечный элемент, и от этого никуда не деться. Однако он в своих неуёмных вселенских амбициях дерзко присвоил себе титул «царя природы», только лишь едва почувствовав и осознав, что на что-то в ней может влиять, что-то способен изменять по своему разумению и желанию, но еще совсем немногому научившись, чем в ней управлять. А еще он именует себя «венцом природы», наивысшим земным созданием, как бы подчеркивая связь с ней и отдавая ей церемониальную дань уважения, но не более, то ли при этом благодаря природу за такую щедрость и милость, то ли отстраиваясь от неё, воспаряя и вознося себя над ней.

Управлять природой – давняя мечта человека, правда, на этом пути он еще где-то в начале. Но уже сейчас он считает,  что то устройство, то содержание, то воплощение жизни, что творит он, совершеннее и выше по уровню любой иной природной организации. Всю совокупность своих знаний, достижений, богатств, представлений, пониманий человек называет своей культурой. Именно эту категорию он ввёл как свою уникальную отличительную характеристику, именно по этой шкале он выделяет себя из всей окружающей природы.

Культура – результат осознанной, разумной деятельности человека и одновременно главное человеческое достояние. Без своей культуры человек не был бы человеком, а был бы просто биологической особью, живым существом. Но от рождения человек не наделён никакой культурой, вся культура человечества для любого человека изначально является внешней. По отношению к человеку культура – измерение не врожденное, а приобретаемое. Человек – это объект культурных воздействий, существо окультуренное. И культурно обогащаться, чтобы стать личностью, он может только в прямом соприкосновении с культурой. Носителями и проводниками культуры являются люди, поэтому культура – это понятие социальное.

Собственно, человек как человек, как личность, как общественная презентация и уникальная картина, раскрывается только в разных культурных планах и проекциях. Если взглянуть на человека в таких измерениях, то окажется, что его жизнь очерчена, пронизана, наполнена огромным числом всевозможных силовых линий и направлений культурного развития, присутствующих в жизни современного общества.

Важнейшим свойством культуры является возможность её сохранения, передачи от человека к человеку, наследования. Не будь этого, каждому поколению людей приходилось бы весь культурно-исторический путь проходить заново – не было бы культурного базиса, и человеческий мир, даже несмотря на номинальный разум Homo sapiens, оставался бы фактически на уровне животного мира, с его инстинктами, рефлексами и простейшими формами соорганизации. Человек физически приходит в жизнь и уходит из неё, одни поколения людей сменяют новые, а культура остаётся, продолжает жить и развиваться, если её восприняли, впитали другие люди.

Любой человек воспитывается – формируется, развивается в соприкосновении с внешним миром. Воспитание – приобщение к культуре. Но чтобы приобщиться, первоначально надо соприкоснуться с той областью человеческого бытия, где эта культура представлена. И чем теснее будет это соприкосновение, чем более глубинным будет культурное погружение, тем более весомым может быть его влияние на жизненные реализации человека, и тем более ценен может быть сам человек и результаты его деятельности для общества в связи с его проникновением в ту или иную зону человеческой культуры.

Внешний мир многое демонстрирует, предлагает человеку на выбор, что он может взять для своего развития. Все свои культурные погружения человек осуществляет во взаимодействии с другими людьми. Там, где нет людей – нет культуры, там могут остаться лишь её материальные следы, артефакты. Но без людей культура не живёт.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Проектно-консалтинговая
лаборатория
©   «КОНТУР будущего»
  ©