Есть только миг между прошлым и будущим

Кому никогда не хотелось остановить, продлить, растянуть во времени какие-то счастливые, приятные или интересные мгновения жизни, чтобы они продолжались долго или даже вообще не кончались? Поймать, захватить и удерживать подольше, не отпуская, какой-то жизненный момент, картину или состояние, место и время, оставаясь в нём, а ещё бы лучше – иметь возможность возвращаться в него. Но «есть только миг между прошлым и будущим. Именно он называется жизнь». И потому нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Всё течет, всё изменяется. И всё когда-то начинается и когда-нибудь заканчивается. Заканчивается и хорошее, и плохое. Правда, хорошее почему-то имеет свойство мелькать с гиперсветовыми скоростями, тогда как то, что похуже, иногда, кажется, обладает свойством растягиваться, удлиняться. Во всяком случае, в человеческом эмоциональном восприятии это так. Недаром существует крылатое выражение – счастливые часов не наблюдают. И в то же время есть другое, что страшная минута – вечность.

Эх, если бы была Машина времени, то и пусть оно себе движется без остановок, когда по нему туда-сюда кататься можно, хотя бы по своей прожитой, промелькнувшей жизни. Но нельзя (пока, во всяком случае). Однако, как известно, если нельзя, но очень хочется, то… И пусть возвращение назад во времени пока осуществимо не материально-физически, а только виртуально, мысленно и эмоционально, но всё-таки. В этом на помощь приходят возможности людей запечатлевать и воссоздавать образы-следы мелькнувших и умчавшихся жизненных картин. Во-первых, человек обладает собственной памятью и способностями каким-то словесным или наглядным способом запечатлеть, отразить и воспроизвести что-то. Конечно, в любом случае это будет парафраз, зависимый от самого человека, т.е. не совсем объективное, не документально-натуралистичное, а искусственное, приукрашенно-вымышленное воспроизведение какой-то реальной картины из прошедшего времени, её субъективный отпечаток, поскольку создаёт его субъект. Но всё же это уже лучше, чем ничего.

«А что, у вас разве ещё что-нибудь есть? – спросил Пух». Известный нашим современникам исторический период, характеризуемый относительно развитым культурным уровнем человечества, насчитывает несколько тысячелетий, но ещё каких-то лет 180 назад ему бы ответили, что ничего другого нет. В то время и, естественно, в более ранее запечатлеть, отразить, изобразить и показать что-то можно было только с помощью слов или рисунков, зарисовок, рукотворных художественных изображений. Так было до тех пор, пока Дагер, продолжая научно-технологические исследования свои и Ньепса, не создал дагерротипы (так потом потребительскую версию продукта его изобретений стали называть). С них фактически и началась в истории человечества эпоха того, что сегодня мы называем фотографией.

Развитие фотографии за не очень длительный по меркам человечества исторический период прошло достаточно большой и интенсивный технологический, производственный и пользовательский путь. С тех пор когда стала относительно компактной, мобильной и доступной по возможностям её приобретения и пользования ею фотоаппаратура, началась мировая эра любительской фотосъемки. Фотография превратилась в одно из самых массовых человеческих увлечений, досуговых занятий и стала пространством для творческой реализации. Рисовать, создавать художественные образы достоверно, умело и красиво могут совсем не многие люди. Иное дело фотография, оригинально запечатлеть и показать картины из жизни – людей, животных, природу и другое – с помощью фотоаппарата может фактически любой человек. Недаром у компании, представляющей на мировом рынке широко известный торговый бренд «Kodak», с начала её создания главным девизом был слоган «Вы нажимаете на кнопку – мы делаем остальное». В художественно-эстетическом смысле созданные фотолюбителями образы могут быть какими угодно, но это точно будет абсолютно натуралистично-аутентично.

Вместе с изобретением фотографии натуралистичность стала её плюсом и минусом. Ведь многим людям, особенно женщинам, часто не нравится в каких-то деталях их технически запечатлённый естественный фотографический образ. Для того, чтобы подправлять детали, «улучшать» фотографии, создавать «охудожествленный» образ, появилось фоторетуширование и ретушёры. С технологическим развитием потребности в этом не изменились, а даже выросли, только теперь в компьютерно-цифровую эпоху это называется фотошоп, фотошопинг и фотошоперы.

В советское время фотографированием себя и окружающего мира, как и сегодня, занималось огромное число людей. А как иначе тогда себя ещё можно было запечатлевать где-то, ведь видеосъемки тогда не было. Возить с собой кинокамеру, пусть даже любительскую, хотели и могли очень немногие – ей пользоваться и обслуживать её было сложнее, чем фотоаппарат, да и чтобы просматривать отснятые кинокадры, нужна была дополнительная техника. Кроме того и любительскую кинокамеру, и то, что необходимо было для пользования ею, в обществе «социалистического изобилия» ещё надо было смочь купить. В отличие от многого другого какой-нибудь фотоаппарат и необходимое снаряжение для пользования им можно было относительно свободно всегда приобрести для личных целей. Во всяком случае, в период «развитого социализма» в большинстве советских семей были фотоаппараты, и люди ими фотографировали всё, что хотели (естественно, из того, что было разрешено фотографировать в том нашем «закрытом» государстве). И фотоаппарат выдавал людям почти уже готовый к употреблению продукт.

От «почти готового» до «готового» к употреблению состояния продукт фотографирования многие советские люди доводили самостоятельно. В отличие от нынешнего времени, когда практически никто сегодня кустарно-индивидуально не занимается печатанием цифровых фотографий, до цифровых времён фотографии были времена плёночные. И хотя цветная плёнка и цветная фотография тоже была, но широкий мир любительской фотографии был почти полностью чёрно-белым (естественно, со всеми переходными полутонами и промежуточными градациями оттенков серого). Поскольку доступной альтернативы этому не было, то, в общем-то, это всех устраивало.

Доводка фотопродукта до готового состояния была делом «тёмным». В смысле делать его нужно было почти в полной темноте и никак иначе. Почти, потому что часть процесса, после проявки и закрепления фотоплёнки, допускала присутствие красного фонаря. Те фотографические действа были магией бачков и ванночек, проявителей и фиксажей, фотоувеличителей и красных фонарей. Многие тысячи, а может и миллионы красных фонарей зажигались по всему Советскому Союзу, и начиналось священнодейство реинкарнации промелькнувших и исчезнувших из реальности образов когда-то существовавшей живой картины, уловленной фотокамерой, начиналось перемещение образов на фотобумагу, на которой они проявлялись и закреплялись в водно-солевой пучине. Для этих фотоманипуляций и ритуалов в обычных домах и квартирах часто задействовались ванные комнаты и темные кладовки, а в темное время суток нередко и кухни, поскольку для процесса печатания фотографий было удобнее быть поближе к воде. И хотя и сегодня наверняка есть немало тех, у кого ещё со времен чёрно-белой фотографии по сусекам и загашникам сохранились разные фотоустройства, снаряжение и фотоматериалы, но эпоха бытовой, любительской черно-белой фотографии уже безвозвратно ушла, а на смену ей уверенно и безапелляционно пришёл цифровой полноцветный век. И всё же не только мысленная и материализованная память о черно-белой фотомагии, но и лёгкая ностальгия по ней осталась, особенно когда смотришь давно самостоятельно сделанные чёрно-белые фотоснимки. Сегодня черно-белое фото – это уже в основном творческий изыск, художественное эстетство. Но с неё всё начиналось, в том числе в личных историях жизни многих людей.

Фототема безгранична. Фотография остаётся одним из самых массовых и популярных в народе досуговых интересов и творческих увлечений. И потому хождение по разным тропинкам и закоулкам фотомира и его окрестностей в Открытом проекте культурного поиска и продвижения «Контур будущего» будет продолжаться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Проектно-консалтинговая
лаборатория
©   «КОНТУР будущего»
  ©