Не могу я на месте сидеть

А вpемя тоpопится, вpемя упpямо,
Пpомедлишь – за ним не поспеть.
Ты пойми меня пpавильно, мама,
Hе могу я на месте сидеть.

Эти песенные слова звучали в одном советском телесериале середины 70-х годов прошлого, XX века (кстати, слова всем известного Ильи Резника). И этот фильм был о молодых «строителях социализма», которые едут куда-то в своей великой стране Советском Союзе, чтобы что-то строить, создавать, делать советский, и без того уже развитой, социализм ещё развитее и приближать главный оплот мирового пролетариата и всего мира трудящихся к грядущей победе и будущей эпохе коммунизма.

До коммунизма вся страна не доехала, не добралась. Может, у юных комсомольцев-добровольцев запала и энергии не хватило, а может, у постаревших и где-то поседевших порох в пороховницах отсырел, и, позабыв что-то важное, они молодых не на те рельсы направили, а может, ещё и третьи, другие – несознательные – страну в разные стороны тянули, растягивали и растаскивали, а может, ещё кто или что. Но, в общем, все вместе до коммунизма не дотянули, не докатили. Может быть, и зря. Но желание не сидеть на месте, куда-то двигаться, идти, ехать, плыть, лететь и обязательно добраться до какой-то цели, у людей было и осталось. Не получалось докатить до коммунизма, ну что ж, можно тогда просто по стране, по миру, по планете покатать-поездить. С какими целями? Да с самыми разными.

Люди посланы делами,
Люди едут за деньгами,
Убегая от обид и от тоски…
(Юрий Кукин)

Одни отправляются в путь по плановым и текущим рабочим делам или снимаются с насиженного места и кочуют куда-то по долгу службы или на новое место работы. Другие ехали и едут за «лучшей жизнью», которая в головах многих оказывалась связанной с «длинным рублём» или сменившим его потом буржуазным культовым символом – лонг долларом. А кому-то всё наскучило, обрыдло, обидно, досадно или тоскливо стало – и они тоже куда-то двигали, исчезали, перемещались. Но большинство советских и постсоветских российских людей, которые в подавляющей своей массе вели и ведут осёдлый образ жизни, выезжали и едут куда-то, чтобы отдохнуть.

В «развитую и позднюю» советские эпохи все советские люди могли свободно ездить-путешествовать, перемещаться по своей стране, благо тогда она была очень большая, просто огромная – 1/6 часть всей суши Земли. Почти по всей её территории могли. Многие так и делали, отдыхая. Или так и делая, отдыхали. Главным образом, в свой законный отпуск. Правда, отпуска в те времена у среднестатистического советского трудящегося были заметно короче, чем сегодня. Поэтому некоторые, чтобы увеличить свой безработно-беззаботный период, брали отпуска за два года, уходя в отпуск не ежегодно.

А у студенческой молодежи в советское время были свои особые возможности куда-то поехать. Кто, будучи студентом советского вуза, не поездил по стране вместе со студенческими строительными отрядами, тот во многом себя обделил и географическими и природными картинами и познаниями, и живыми жизненными и эмоциональными впечатлениями, и никогда не угасающими, яркими воспоминаниями. А попасть с ССО куда-то, увидеть то и побывать можно было там, куда так просто не было возможности попасть у рядового советского человека. Например, в погранзону, на моря Дальнего Востока или на ледовитые Севера. А ещё со стройотрядом можно было даже отправиться за границу, в некоторые страны, как тогда считалось, близкие и дружественные Советскому Союзу, которые в те времена именовались странами соцлагеря. Было тогда такое небольшое ответвление в социалистическом студенческом международном молодежном сотрудничестве – обменные стройотряды. Не очень  массовое, но всё же. Можно было, например, во времена советской перестройки поехать из сибирского университета в королевский польский город Краков, «поработать» на польском «социалистическом» предприятии – насыщенно и увлекательно проводить целый летний месяц, получив в придачу к самой возможности познакомиться и соприкоснуться с другой страной и народом, с европейской историей и культурой, бесплатного и приятного гида и уникальную, эксклюзивную культурную программу, недоступную ни одному обычному «интуристовскому» и «спутниковскому» советскому путешественнику.

Советские стройотряды – это была преотличнейшая возможность, пока молодой, увидеть, узнать, освоить, постичь и понять многое. В очень интересные и даже удивительные, но суровые и неприветливые климатически места за свои деньги на отдых ехать хотят немногие, учитывая то, что в большей части нашей страны климат и без того не очень приветлив и ласков к людям. И хотя, конечно, у природы нет плохой погоды, но для большинства лучше направиться, куда потеплее, если основную часть времени года и так холодно. А в стройотряды студенты ехали с желанием и настроением в разные территории и географические уголки страны. Конечно, в трудных местах хотели и денег заработать, но отправлялись и за новыми впечатлениями, представлениями и пониманиями, за компанию с товарищами и чтобы себя проверить. В тёплые места студенты своими отрядами тоже ехали. С такими, больше девчачьими (полевые работы, сбор урожая в южных краях и т.п.), а не кондовыми, пацанскими стройотрядами, приезжали, вообще-то, не на работу и не на заработки, а за отдыхом-впечатлениями, а девчонки нередко еще попутно и за женихами. В советских студенческих стройотрядах всегда совмещалось приятное с полезным, а также полезное с полезным и, самое главное – приятное с приятным. В последние годы в современной России вроде бы студенческое стройотрядовское движение начало возрождаться, так что у нынешней молодежи тоже есть возможность и мир посмотреть, и себя показать и проверить.

В Советском Союзе для молодёжи и юношества вообще было немало доступных многим возможностей воочию посмотреть и больше узнать свою страну, расширить индивидуальное жизненно-культурное пространство, личностный кругозор – возможностей, за которые молодым не надо было платить. Такими были, например, образовательно-научные и креативные программы для школьников, презентовавшие и пропагандировавшие высшее образование и разные направления научно-исследовательской сферы, завлекающие, зазывающие и мотивирующие молодёжь идти в науку. На эти программы школьников из разных территорий либо собирали в какой-то одной географической точке, городе или иной местности, там, где можно было организовать соответствующие условия для проживания учащихся, образовательно-просветительских занятий и культурно-творческой программы. Либо школьников усаживали на корабль, где их уже ждали преподаватели высшей школы, ученые-практики и студенты вузов, и эта компания отправлялась в плавание по какому-то водному маршруту, во-первых, реализуя образовательную и культурную программу и, во-вторых, попутно наблюдая и осматривая виды, красоты и достопримечательности природных просторов и того, что создано людьми. А в поздне-перестроечное  время многие такие программы стали ещё и международными, с приглашением в них иностранных участников, юных и взрослых. Одна из таких международных образовательных программ как-то раз в течение двух недель «кочевала» по волнам Енисея от Красноярска до Енисейского залива Северного Ледовитого океана и обратно на зафрахтованном для этих целей корабле-флагмане Енисейского речного флота – стремительном и комфортабельном четырёхпалубном красавце-теплоходе «Антон Чехов». (Только не бороздит уже с конца 2003 года енисейских вод этот лайнер, в жесткую рыночно-капиталистическую эпоху, за экономическую нерентабельность из-за небольшого круизного периода енисейской навигации проданный и уведённый на более теплую и спокойную Волгу-Матушку с сурового и стремительного Енисея-Батюшки.) А юные участники такой, плывущей по водным просторам, образовательной программы получали не только интеллектуальный толчок и мотивацию своего будущего развития, не только позитивные эмоции от общения с молодыми и более взрослыми людьми, но и новые, уникальные представления и познания о стране, об окружающем мире, о Сибири и Севере, оставшиеся у них на всю жизнь.

Сегодня выездные, краткосрочные (от нескольких дней до месяца) образовательные, коммуникативные, научные, культурно, креативно и ещё как-то обещающие развить человека программы и мероприятия для широкого клиентского круга, организуемые и проводимые в разных приятных и интересных людям местах по всему миру – весьма широко рекламируемый и пользующийся популярностью и спросом деловой и околоделовой формат. По такой модели организуется проведение разных семинаров, погружений, конференций, симпозиумов, практик и т.п. в исторических, туристических, тусовочных или же, наоборот, укромных, экзотических местах. Нормальным людям, если есть возможность, свойственно стараться совмещать полезное с приятным – сменить привычные декорации на новые, получить дополнительные позитивные впечатления и эмоциональный заряд, объединить дело и релакс. Правда, теперь бесплатных предложений даже для школьников и студентов практически невозможно найти. Но это вполне естественно, времена уже давно капиталистические в России.

Ещё один современный, пока достаточно новый, хотя уже вовсе не экзотический мобильный жизненный тренд – работа там, где быть или жить охота. В доинтернетную эпоху такое было возможно почти исключительно для творческих людей: поэтов, писателей, живописцев и т.п. А теперь – пожалуйста, для очень широкого круга занятий, сфер, видов деятельности и профессий. Можно делать разную работу для кого угодно, находясь, где угодно. Кстати, уже есть не так мало людей, кто сегодня это исповедует, проповедует и пользуется этим. Люди, которым не хочется проживать всю жизнь в одном месте, выбирают возможность пожить в разных местах мира и едут её реализовывать.

А я еду, а я еду за туманом,
За мечтами и за запахом тайги.
  (тоже Юрий Кукин)

Тяга к природным корням и истокам, желание уйти, скрыться, пусть даже на короткое время, от благ и шумов цивилизации, повседневных забот, слиться с природой и раствориться в ней, была в крови и в душе у многих советских людей, да и у современных россиян она ещё осталась. Благо к этому у нас в стране много чего располагает: необъятные географические просторы, когда «100 вёрст – не крюк», богатство природных ландшафтов и пейзажей, свободная общественная доступность большинства природных мест, в отличие, например, от многих зарубежных стран, где есть частная собственность на землю. Это не американские «барбекю» и «общение с природой» из окна автомобиля, а простая, первоестественная линия отношений человека с окружающим природным миром, «дикий» способ его познания, взаимодействия с ним и нахождения в нём. Зов природы никуда не исчез у человека из его общего жизненного фона, только многие «зацивилизованные» перестали эти сигналы различать во внешней «культурной» какофонии и разучились их воспринимать. И всё же сегодня, в эпоху всевозможных назойливых технологических сервисов и вездесущих «all inclusive», люди едут за туманами, восходами, закатами. «Затуманное» время из нашей жизни никуда не ушло и не прошло, потому что таких «затуманенных» и «закострованных» людей, ищущих и стремящихся к общению и единению с природой по-прежнему немало. А технических возможностей у многих нынешних россиян добраться до каких-то природных мест и уголков стало больше, чем в советское время, так как почти у всех сегодня есть автомобили. Правда, для природы это тоже стало опаснее.

Причин и поводов, мотивов и посылов, заставляющих, подвигающих или увлекающих людей не сидеть на одном месте, куда-то перемещаться, двигаться, что-то новое узнавать, осваивать, делать, очень много. «Не могу я на месте сидеть» – естественное состояние современного человека. Оно связано с разными сторонами и контекстами культурного поиска и продвижения его по жизни. И обо всём этом в материалах рубрики «Тяга странствий».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Проектно-консалтинговая
лаборатория
©   «КОНТУР будущего»
  ©