Образ человека в непрерывном развитии

Рубрика «Само-образование» специально создана как выделенная, но не обособленная от других целевая линия в Открытом проекте культурного поиска и продвижения «Контур будущего». Понимание такого названия более полно будет раскрываться для всех посетителей сайта, читателей в процессе знакомства с содержанием разных материалов этой рубрики и других разделов и рубрик сайта. Это понимание не является тривиальным, особенно учитывая огромное число ментальных и мировоззренческих штампов, осевших в головах многих людей в нашем обществе. Но и особо сложного в понимании тоже ничего нет.

Само-образование – именно так, через дефис. В общем смысле это название символизирует единство и неразрывность рассмотрения двух взаимодополняющих планов: 1) собственно образования (как сущностно-смысловой категории) и 2) собственного образования человека. Для человека образование – это есть в первую очередь его собственное строительство себя. Он сам себя создаёт. Человек – самоорганизующаяся система в условиях внешних влияющих факторов и воздействий.

Говоря об образовании в этом контексте, необходимо раскрыть его как важнейшее смысловое понятие, которое является базовым и фундаментальным во многих аспектах реализации Открытого проекта культурного поиска и продвижения. Исследуя понятие «образование», нужно обратиться к его этимологическим корням, вспомнив, что буквальный смысл этого термина – «формирование образа». Именно в этом значении его ввел в науку и общественную практику швейцарский учёный, педагог, мыслитель Иоганн Генрих Песталоцци, живший и работавший на рубеже XVIII-XIX веков.

Несмотря на то, что этот смысл «образования» имеет более чем двух вековую историю, тем не менее в такой трактовке слово «образование» в наше время достаточно мало кому знакомо, даже далеко не все специалисты, учёные, занимающиеся сейчас вопросами и проблемами образования, знают это смысловое раскрытие «образования». А ведь именно этот смысл является краеугольным в стратегическом плане решения любых задач работы с человеком, его развития. Большинство же людей воспринимают «образование» как синоним обучения, что не только принципиально не верно, но и нередко имеет негативное влияние в жизненной практике.

«Собственное образование» человека – линия, высвеченная как вторая содержательная проекция рассмотрения в рамках рубрики «Само-образование». Эта линия призвана обозначить и утвердить самое главное место и роль в образовании – это место и роль самого человека. Никто кроме него не может его «образовать», выстроить его уникальный, индивидуальный образ – личность. Личность – это внешне необходимая характеристика человека, так как в своей внутренней жизни она ему просто не нужна, во внутренней жизни человека нет других личностей, кроме его. А вот внешний мир – это парад личностей, потому что только через взаимодействие с внешним миром человек заявляет и презентует себя как личность. Личность – не визуальный образ, а многомерное культурное лицо человека. И это культурное лицо, в отличие от своего физического лица, человек полностью формирует сам, а внешний мир тем или иным боком в этом просто принимает какое-то участие.

В связи с линией «собственного образования» важным является отметить ещё один аспект, в отношении которого существует много поверхностных и ошибочных взглядов. Речь идет о том, что именуется «непрерывным образованием». В реальности «непрерывное образование» не имеет никакого иного общественно или личностно значимого смысла, кроме как постоянное (непрерывное) формирование, совершенствование и развитие персонального образа человека, его личности. «Непрерывное образование» только в такой интерпретации становится значимым, смыслонаполненным понятием, в то время как «непрерывное образование», используемое в качестве синонима «непрерывного обучения», является, вообще говоря, весьма пустым и бессмысленным. Эти два словосочетания – «непрерывное обучение» и «непрерывное образование» – синонимическими не являются.

Осмысление, понимание и широкое общественное представление разных сторон и граней «образования» – дело и серьёзное, и важное, но именно на такие задачи и дела нацелен Открытый проект культурного поиска и  продвижения «Контур будущего», присоединиться к которому и участвовать в котором может любой человек, ставящий задачи собственного развития и стремящий к тому, чтобы развивался окружающий его человеческий мир.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Проектно-консалтинговая
лаборатория
©   «КОНТУР будущего»
  ©