Просвещение нашего времени

Что есть просвещение? Были времена совсем не такие уж далёкие по меркам истории человечества, в России это было еще меньше века назад, когда многие простые, материально необеспеченные люди не имели никакого образования – вообще не умели ни читать, ни писать, совершенно не были приобщены ни к каким культурным ценностям и событиям. В ту пору просвещение – это была в первую очередь ликвидация безграмотности и формирование у людей каких-то начальных культурных представлений об окружающем природном и человеческом мире. После Октябрьской революции, на «заре Советской власти», большая часть неграмотного, необразованного взрослого населения страны, как говорилось, «села за парты». Конечно, сейчас таких абсолютно непросвещённых, «тёмных» людей в нашем обществе уже нет и потребностей у общества в таком варианте просвещения тоже, естественно, нет.

Однако и сегодня просвещение разных людей как особое воплощение массовой, публичной социально-культурной практики не потеряло своей общественной актуальности и значимости, не утратило полезности и ценности, а даже наоборот, приобрело новое целевое выражение и смыслы, новое содержательное наполнение, получило новые практико-деятельностные очертания. И оказывается, что в наши дни актуальных просветительских целей и линий у культурно и социально развитого общества не меньше, а намного больше, чем век или чуть менее назад. Только нужды и потребности людей, их представления и понимания чего-то, их интересы и запросы в просветительском контексте значительно изменились – стали более объемными, разнообразными, углублёнными, но и условия и возможности человечества для решения каких-то просветительских задач сегодня тоже кардинально иные.

Само просвещение как современное смысловое понятие  – это культурно-развивающая деятельность, направленная главным образом на взрослых людей, тех, кто уже официально, формально нигде не обучается, не получает какого-то образования, но кому может быть нужна или просто интересна какая-то культурная, деловая, правовая, психологическая, философская, мировоззренческая или др. информация, для чего-то требуются какие-то обзорные знания или советы и рекомендации, или у людей есть интерес либо даже простое любопытство к чему-то или вообще ко всему. Впрочем, просвещение не ориентировано исключительно на взрослых, просто дети и молодежь, как правило, включенные в какие-то воспитательные и образовательные системы, потенциально имеют в них официальные возможности получать многие ответы на свои вопросы, а у взрослых таких возможностей в обычном жизненном случае нет.

Просвещённый человек от непросвещенного отличается в первую очередь наличием собственного взгляда на окружающий мир, на какие-то темы и проблемы, которых касаются, которые ставят и обсуждают люди, наличием собственных мировоззренческих отношений и представлений по различным вопросам. Пусть эти знания и понимания будут не очень глубоки, не профессиональны,  но тем не менее будут, и они будут давать возможность человеку проявлять, раскрывать, реализовывать, презентовать себя в окружающем мире как личность. Просвещенный – во что-то посвященный, к чему-то приобщенный. Для современного, цивилизованного, считающего себя культурным общества, декларирующего демократические, гражданские и другие подобные ценности, должно быть очень важно, чтобы каждый человек имел своё культурное мнение и отношение к разным сторонам жизни и развития.

Просвещение на современном этапе развития – это воплощение и проявление информального образования, которое тематически и содержательно расширяет результаты различных формальных образований человека и идёт в общей синергической связи с индивидуально ориентированным неформальным образованием, вместе с ним образуя общий комплекс содействия разноплановому личностному, культурному формированию и развитию человека.

Просвещение по своей целевой сути – это предэтап некоторого возможного, более серьёзного, углублённого образования, если к нему возникнет у человека интерес. Это первичная ознакомительная стадия, введение в какую-то область знаний в достаточно популярной, несложной форме. Задачей любого просвещения является главным образом привлечение внимания к каким-то вещам, проблемам и представление простой, доступной пониманию не подготовленного специально человека информации.

Как и воспитание, просвещение – это свободное приобщение человека к внешней культуре. А в отличие от обучения для просвещения не пишут специальных книг-руководств, хотя, конечно, элементы методологизации-технологизации могут присутствовать в разных аспектах организации просвещения как определенный рабочий инструментарий. И еще в отличие от обучения просвещение – это процессы и отношения без обязательной обратной связи, без съема формального результата и потому в прямом результативном смысле просвещение – категория открытая, неизмеряемая.

Условным же результатом просвещения, на который вполне можно рассчитывать, может являться информированность человека о чём-то, начальное понимание им каких-то тем и проблем в самой общей постановке и представлении, без детализации и углубления. А внешним идентифицируемым «показателем просвещенности» – её следствием – будет являться наличие у человека знания какой-то информации и некоторого собственного мнения, собственной позиции по определенному поводу, пусть даже эта его позиция целиком и полностью повторяет слова и представления осуществлявшего просветительскую миссию человека.

Тема просвещения сегодня актуальна как глобальная культурная задача социально развитого общества. Организация просвещения в современном мире – это набор разных культурных предложений, в общем случае для неидентифицируемого, массового клиента. В чём можно массово просвещать людей? В том, что для них может быть важно и значимо в жизни, в том, что существует и как-то влияет или может влиять на дела, на различные состояния человека, хотя люди могут об этом даже не догадываться, в том, что просто интересно, в том, что может быть опасным и т.д. Просвещение – это разговор компетентных людей с интересующимися людьми о разных вещах. В том числе и о тех, которые должны заставлять серьезно задумываться, настораживаться, вызывать тревогу. Просвещение будет полезным даже тогда, когда у просвещающих нет однозначных пониманий и представлений по каким-то вопросам и когда они тоже на что-то ищут ответы.

Просвещение – это путь и переход от неинформированности к информированности, от неведения к ведению, от отсутствия своего мнения к возникновению собственной позиции по какой-то теме, вопросу. И без него в наше время многого не добьёшься и многое не сделаешь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Проектно-консалтинговая
лаборатория
©   «КОНТУР будущего»
  ©