Образование для личностного роста

Человек приходит в человеческий мир, как биологическое существо, не имея индивидуальной культурной истории, но с первого дня жизни начинается его социализация, культурное развитие. Есть, правда, сегодня гипотезы и даже теории, в том числе и практико-ориентированные, что и во время внутриутробного периода идёт культурное формирование человека, но ни придерживаться такой точки зрения, ни оппонировать ей в данном случае нет смысла, так как в нашем целевом контексте это роли не играет. Поэтому для целей рассмотрения данного вопроса примем, что в мир человек входит «культурно свободный», без какого-либо социально-культурного багажа. И только после появления на свет начинается наш культурный человеческий поход, личностное формирование.

Чтобы двигаться в рассмотрении и понимании дальше, нужно задать еще одну модельную дифференциацию с целью развести в своих представлениях два условных жизненных этапа человеческого существования, развития и реализации – этап детства (отрочества, юности) и этап взрослости. И главным идентифицирующим критерием в данном контексте сделать категорию «личности», считая, что на детском этапе происходит её становление, оформление, развитие, которое характеризуется интегральным термином «образование», т.е. формирование личностного образа, а взрослый этап охарактеризовать условной завершенностью, сформированностью личности, и для него по отношению к личности вводится характеристика «личностного роста». Конечно, это просто условности, удобные для рассмотрения и различения.

Личностный рост – в нашем случае это понятие и эта категория относится, вообще говоря, к взрослому этапу жизни человека, когда заканчивается цикл базового формально-официального этапа его учения-образования, и жизнь выводит или выталкивает (кого как) субъекта в мир с каким-то его приобретенным человеческим образом, уникальным, индивидуальным обликом, который и отличает человека в жизни от всех других человеческих лиц. И если до этого человека целенаправленно вели и активно опекали  другие люди, то дальше у личности начинается уже собственный, самоуправляемый этап развития, который, можно сказать, никогда не заканчивается. Пока жив человек, он бесконечно выстраивает себя сам, в каких-то элементах, деталях, проявлениях.

Чем кардинально сущностно отличается взрослый от ребёнка? Ответственностью за свои действия. Если за это ребёнок не отвечаёт вообще или отвечает частично (по закону), то взрослый отвечает целиком и полностью. За ребенка отвечают воспитатели, педагоги, родители. За взрослого же человека в жизни не отвечает никто сторонний – на то он и взрослый. За всё своё собственное развитие, свой личностный рост, взрослый ответственен полностью сам. От ребенка  ждут простых действий и какой-то тренировочный, тестовый, пробный, учебный результат. От взрослого человека требуется продукт. Детство – питомник для личности, время вопросов и проб, взрослость – время ответов, действий и реальных продуктов деятельности, имеющих культурную и/или потребительскую ценность. Детство – плавание в тихой бухте, огражденной буйками, под присмотром спасателей. Взрослость – заплыв в бушующем, штормящем океане в одиночку, на свой страх и риск.

Личностный рост человека нельзя увидеть и оценить никак иначе, кроме как через социальные индикаторы, поскольку личность при всей её самости, внутреннем мире и индивидуальности – характеристика и атрибут внешний, социальный, внешнее выражение и отражение внутреннего мира, содержания и деятельностных способностей. Личность человека – его общественное, социальное лицо – видит не он сам, а другие люди. В свою очередь, общество – это зеркало для личности, правда, это зеркало иногда может быть и кривым. И всё же именно через общественное восприятие и отражение, через отклик других людей, через разнообразные связи с внешним миром человек узнаёт и познаёт себя и многое в себе, осознанно и целенаправленно ваяет и шлифует свой человеческий облик и презентует его в мир. А индикаторами личностной сформированности и роста являются и отношения с другими людьми, и работа, и творческие раскрытия, и интересы, и ценности и стремления, и социальные и культурные реализации и различные продуктивные результаты и достижения, которых человек добивается в жизни.

Все люди родом из детства. Образовываться и формировать себя человек приучается и научается с детских лет. Этап образования достаточно сильно влияет на весь личностный рост впоследствии, во взрослой жизни. Какие школы и университеты будут пройдены вначале, что будет заложено и  подготовлено в человеке, какие факторы и основания для будущего личностного роста будут созданы – всё это очень важно. Базис многих успешностей взрослого возраста закладывается в первую очередь в детстве. Такие осевые стержни личности как воля, характер, настойчивость, если не сформировались в юном возрасте, во взрослом уже практически не формируются. Для того чтобы многое значимое для взрослости начинало развиваться и формироваться в детстве, нужны соответствующие факторы-условия, которых в этот период жизни у человека может и не быть. Часто поэтому кто-то уже во взрослом возрасте начинает активно чему-то учиться, как будто не доучившись в детстве, кого-то догонять, что-то навёрстывать. Но все-таки взрослость – это уже этап реализации и воплощения, а не становления, как детство. И именно по продуктивным реализациям, а не по объёму полученных знаний и не по количеству дополнительно осваиваемых образовательных курсов и программ оценивают взрослого человека, его личностный рост и его значимость и ценность во внешнем мире.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Проектно-консалтинговая
лаборатория
©   «КОНТУР будущего»
  ©