Состояние как модель

В рамках Открытого проекта культурного поиска и продвижения «Контур будущего» работает Проектная мастерская. Интернет-вход свободный. Все, зашедшие в Проектную мастерскую и желающие что-то узнать, изучить, понять в вопросах проектирования – интернет-вольнослушатели. Первый цикл занятий Проектной мастерской посвящен рассмотрению основных вопросов теории и практики социального проектирования. Он ориентирован на разные уровни подготовленности слушателей. Все представленные материалы – собственные разработки и интерпретации Проектно-консалтинговой лаборатории «КОНТУР будущего».

Занятие 1.  Анализ предпроектной ситуации: состояние как модель

В концептуальных представлениях Лаборатории социальный проект – это осознанный замысел определённых изменений настоящего состояния чего-либо (имеющего социогенную природу и воплощение) до нового состояния в будущем, включая замысел самого перехода от нынешнего состояния, которое в чем-то не устраивает, к более удовлетворяющему состоянию в будущем.

Чтобы «настоящее» изменять до «будущего», важно составить чёткое представление о настоящем состоянии – создать его образ. Для проектирования бессмысленно создавать образ визуальный, рисовать художественную картину или делать фотоснимок. Картина, которую «рисуют» в социальном проектировании для создания образов «настоящего» и «будущего» – картина смысловая, сущностная, характеристическая. Образ представляет из себя словесное и, возможно, дополнительно – наглядно-схемное описание «настоящего» как социокультурной ситуации (состояния), рассмотренной и представленной в каких-то отдельных её характеристиках. В отличие от произведения кисти живописца словесная картина дискретна – она описывает не всё сплошь, не все большие и маленькие фрагменты-детали вместе как нечто целостное и неразрывное, а высвечивает только выборочные, самые значимые и необходимые для формирования представлений о «настоящем» элементы. Такое создание образа называется «моделированием», а сам образ – «моделью», поскольку с реальностью он связан лишь условно, только в каких-то выбранных аспектах, а все другие характеристики, которые могут описывать реальность, в контексте проектирования не важны и  отбрасываются, их не рассматривают, и поэтому они как бы не существуют. В любой проектной разработке необходимо создание двух моделей: модели «настоящего» и модели «будущего».

Модель «настоящего» нужна для обеспечения возможности прорисовки обновлённого, улучшенного «будущего», с созданием которого будут связаны цели проекта, чтобы можно было точно отличить «настоящее» от «будущего». В модель «настоящего» включается конечный, ограниченный набор характеристик-признаков, описывающих существующее состояние чего-либо, которые будут отслеживаться и оцениваться и значения или иные показатели которых должны измениться в результате проекта. Именно изменение этих характеристик будет свидетельствовать о возникновении нового состояния – «будущего».

Все виды характеристик, оценочные значения которых должны будут изменяться в проекте и по которым будет оцениваться возникло или нет планируемое состояние «будущего», выбирает тот, кто проект замышляет, разрабатывает. И только эти характеристики – индикаторы изменений – и никакие другие, разработчик кладёт в модель «будущего». Минимальное число таких индикаторов – один. Умение выбирать характеристики изменений и включать их в модель – необходимое разработческое качество социального проектировщика. Именно сквозь призму таких сущностных характеристик должно рассматриваться в любом социальном проекте и настоящее, и замышляемое будущее. Важнейшее свойство индикаторов – измеряемость, оцениваемость (количественная или качественная), иначе невозможно было бы видеть, произошли изменения или нет. Все индикаторы изменений должны описываться в каких-то понятных, доступных для измерения величинах, чтобы можно было оценивать результаты проекта и его эффективность, понимать, достиг ли он намечаемых результатов, обеспечил ли желаемое изменение состояния в будущем.

Модельное представление способствует хорошему прояснению понимания социального проекта как деятельностно-смысловой сущности. Модели «настоящего» и «будущего» четко дают понять, что проект – это изменение не всего во всём, а чего-то избранного в чём-то очень конкретном. И это, в свою очередь, накладывает серьезные требования на деятельность социальных проектировщиков по выбору характеристик, которые будут свидетельствовать о реализации проекта. Во многих случаях проект – это малые, локальные изменения. Впрочем, масштабы и величины изменений – в данном контексте понятия очень условные.

С моделированием изменений напрямую связано и описание актуальности проекта. Имея четкую модель настоящего состояния, можно легко постулировать ценность и важность желаемых изменений, если характеристики изменений компетентно подобраны. Следует сказать, что очень многие общественные группы, желающие создавать и реализовывать социальные проекты, не умеют строить такие модели, поэтому в их проектных конструктах, описаниях, бывает сложно выделить как смыслы и ценности, так и реальные социальные результаты и тем более эффекты реализации проекта, а эффектами-следствиями реализации проекта как раз являются долговременные изменения, которые должны случиться в будущем благодаря проекту. Проекты, в которых существуют только прямые исполнительские результаты, но нет долгосрочных эффектов, вообще говоря, не являются социально ценными, поскольку они не формируют перспективную социально-культурную ситуацию для будущего.

Модельные представления в социальном проектировании позволяют гораздо легче, чем при их отсутствии, формулировать ответы на вопрос «зачем, для чего замышляется и делается проект?» – вопрос, с ответом на который нередко испытывают затруднения организаторы социокультурных проектов, которые могут легко сказать, что будет делаться, а не для чего и ради чего. Это еще может быть важно и для поиска участников проектов и социальных партнёров, так как людей и организации часто привлекают не сами деятельности, а те изменения, ценностные моменты, достижения, новые социально-культурные условия и состояния, которые могут случиться в результате проекта, не сиюминутные, разовые, а долговременные.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, констатируем, что в социальном проектировании, рассматривается важным модельное представление «настоящего», являющегося исходной, отправной точкой инициации и реализации проекта, а также модельное представление «будущего» – того, что должно быть создано, достигнуто вследствие реализации проекта. Модельные представления «настоящего» и «будущего» являются описательными образами определенных состояний чего-либо (имеющего социогенную природу, социокультурное воплощение), характеризуемых только чётко определённым, ограниченным набором выборочных описательных характеристик, общих для модели «настоящего» и «будущего». Каждая из выбранных характеристик (критериев оценивания) даёт определенное представление о каких-то значимых сторонах, аспектах «настоящего» и «будущего», которые важны для разработчиков, и отслеживание изменений этих характеристик по выбранным индикаторам (оценочным шкалам) позволяет оценивать реализацию проекта. Набор оценочных характеристик определяется разработчиками проекта. Все выбранные характеристики должны быть технологично измеримы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Проектно-консалтинговая
лаборатория
©   «КОНТУР будущего»
  ©