Ученья свет

Любви все возрасты покорны…  Вот сказал так когда-то великий поэт, и все запомнили и повторяют. А «век живи – век учись» – это уже мудрость народная, поколениями чтимая. Кто-то её всегда помнит и в жизни на неё опирается, а кто-то, напротив, про «учись» слышать не желает. А почему? Да потому, что у многих из таких, кто слышать не хочет, след от «учись» тянется из их детской поры, и след этот для них бывает не самый приятный.

Желание или нежелание учиться почти у всех людей родом из их детства. И его эмоциональный окрас вполне естественно объясним, учиться – это работа, а работа не слишком часто и далеко не всем нравится, учение – не легкий труд. И единственная возможность изменить ситуацию от нежелания в сторону желания – заинтересовать человека. «Развитие интереса составляет основной закон воспитания». Но официальная школа заинтересовыванием человека занимается достаточно плохо или вообще не занимается. Ведь проводники ученья в общеобразовательной школе и номинальные носители образовательной культуры – учителя – часто сами не понимают сущностного смысла образования и нивелируют его до уровня формального обучения, которое в глазах учащегося при той системе, принципах и механизмах организации становится учением не для себя самого, а для учителя и родителей. Вот потому у многих людей и не возникает потом желание учиться. Если бы в школе разносторонне объяснялось и многопланово раскрывалось, что учиться – это единственный реальный, продуктивный способ создать себя как личность, построить свой уникальный человеческий образ, отличный от других, и реализовать себя в жизни, сделать себя успешным, то возможно, а скорее даже вероятно, тех, кто в жизни захочет и будет учиться в любом возрасте, стало бы больше.

Учиться – это далеко не одно и то же, что ходить в школу или в иное учебное заведение и сидеть там на уроках (занятиях), делать задания, получать оценки, сдавать экзамены. Учиться – это значит личностно развиваться, приобретать новый багаж знаний, опыта, компетентностей, приобщаться к разным культурным ценностям. Для многих учителей общеобразовательных школ, не говоря уже о далёких от образования людях, лозунг и одновременно призыв «учись учиться» – это просто громкие пафосные слова, которыми они в своей профессиональной деятельности и жизни совершенно не руководствуются, ибо сами не очень понимают. Учиться учиться в наших школах не учат. Поэтому и выходит оттуда много людей, которые не умеют учиться, а то, что не умеешь, в чем не возникает ситуации успеха, того и не хочется, к тому не тянет. Учась, обучаясь, научаясь чему-то, человек переходит в иное качественное состояние, дающее ему более высокий уровень жизненной самореализации.

Если человек научается учиться и продолжает это делать, даже когда уже заканчиваются детство и юность и наступает взрослость, то во взрослом возрасте человек уже учится контекстно. В отличие от детства, когда человека воспитывают и обучают всему и вся, не зная, что из этого избыточного набора ему действительно для жизни будет нужно и по какой линии пойдет его развитие, а ребенок в это время, как сухая губка, впитывает все живительные капли и потоки знаний, которые способен принять и удержать, во взрослом возрасте весь «пористый, впитывающий» материал внутренней структуры личности уже почти заполнен, и чтобы еще что-то впитать, надо, чтобы либо объем впитывающей структуры увеличивался, либо впитывать совсем по чуть-чуть, только то, что нужно, так как уже есть у личности обеспеченные и реализуемые интересы и потребности. Именно в нешироких, выделенных фокусах интересов и вниманий человека должно и может преимущественно идти обучении и образование во взрослом возрасте. Это и есть контекстный путь индивидуального образования взрослого человека.

Что есть обучение? Это есть приобщение к чужому культурному опыту и его постижение, освоение. В отличие от просвещения, заряженного и ориентированного больше на общее развитие, обучение предполагает какой-то четко выделенный знаниево-опытный сегмент. Призыв «учись учиться» актуален для людей любого возраста, особенно если эта потенция не была открыта и развита у человека в юности. В отличие от образования и воспитания в целом, обучение – вещь весьма прозаическая и нередко весьма скучная, но необходимая, так как она кроме знаний формирует психологический потенциал, общие ментальные способности для постановки и решения разных задач, для подготовки и обеспечения достижения всех результатов.

Во взрослом возрасте человек, как правило, учится уже по своему выбору. И для него основными линиями учения становятся либо некоторое профессиональное образование, получаемое формально, дополнительно к другим формальным образованиям, которые у него есть, либо неформальное и информальное образования, через которые он реализует все свои основные культурные, интеллектуальные и иные запросы. Учась, развиваясь, человек проходит свой собственный, индивидуальный путь от незнания к знанию, к различным личностным компетентностям, необходимым или полезным ему в жизни в разных ситуациях, для разных целей и дел.

Ученье для каждого человека – это туннель, который надо пробить через твердь еще непостигнутых, не освоенных самим человеком знаний и внешнего культурного опыта и  достижений, которые уже есть у человечества, туннель, в конце которого обязательно есть свет – ученья свет. И пробивая такие туннели, человек каждый раз открывает для себя новый свет, новые смыслы и новые возможности своей жизни. Важно только, чтобы он понимал, что ему это нужно, и хотел это делать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Проектно-консалтинговая
лаборатория
©   «КОНТУР будущего»
  ©