Творческие проекции бизнеса

Бизнес в привычном его восприятии всегда мыслится, как какое-то основательное дело, серьёзная работа, совсем не развлечение. Могут ли быть и должны ли быть в том, что мы обычно называем бизнесом, какие-то творческие стороны, творческое содержание? Если смотреть на бизнес как на нечто целое, неделимое, монолитное, то на этот вопрос вряд ли можно ответить утвердительно. Но если разложить любой бизнес на ряд составляющих, а именно: производственную, рыночную, инфраструктурную и управленческую, то ситуация с восприятием бизнеса может измениться кардинально, и творческим вещам уже вполне может быть найдено место.

Вспомним, что творчество, творческая деятельность – иначе, креатив, креативная деятельность – это создающая что-либо новое активность людей – придумывающая,  разрабатывающая, изобретающая и т.п. При этом важно понимать, что новое – это совсем не обязательно вселенское, глобально, радикально новое, а может быть локально новое, немного новое. Чем, вообще говоря, новое отличается о ненового? Какими-то изменениями, по сравнению с тем, что уже существовало ранее, и тем, что создано, получено сейчас. У нового эти изменения есть, а у старого их не было. И любые такие изменения являются следствием и результатом креативной, или творческой, деятельности. И воспринимая творчество уже в таком представлении, можно по иному взглянуть на бизнес и посмотреть, могут ли быть у него творческие грани, проявления, воплощения, где и какие? Для этого нужно рассматривать бизнес в проекциях разных его системных, концептуальных составляющих.

В используемом в данном случае структурно-модельном представлении все системные составляющие бизнеса разбиты на две характеристические, типологические группы: внутренние составляющие и внешние. Естественно, что это деление условное. Группа внутренних составляющих названа таким образом, поскольку характеризуется тем, что она описывает и определяет внутренний круг вопросов и действий бизнес-организации, в том числе её тайные, секретные зоны и элементы, ноу-хау, технологии, подходы и т.п. А группа внешних составляющих определяет виды, направления и содержание взаимодействий организации с внешним миром по самым разным, необходимым для её деятельности линиям и контекстам.

К внутренним составляющим бизнеса относится производственная (техническая) и управленческая (человеческая) составляющая. Каждая из этих составляющих реализуется, вообще говоря, в пределах самой бизнес-структуры и связана с организацией и регулированием разных её внутренних процессов. Это те деятельности и процессы, которые непосредственно определяют все производственные механизмы и циклы организации, обеспечивающие создание её продуктов, которые затем могут быть выведены на рынок как товары (услуги). У бизнес-организаций, занимающихся коммерцией, торговлей, производственная сторона редуцирована, так как обычно у них нет производства собственной продукции, но технические аспекты внутренней организации бизнеса, тем не менее, в их деятельности тоже обязательно присутствуют.

К группе внешних составляющих бизнеса отнесена рыночная составляющая (неформальная внешняя составляющая). Рыночная составляющая включает в себя самые разные аспекты свободного, нерегламентированного выхода бизнес-организации во внешний мир, присутствия в нём и взаимодействия с ним (сбытовые, коммуникационные, партнёрские, рекламные,  имиджевые и др. аспекты). Второй в группе внешних составляющих бизнеса является инфраструктурная составляющая (формальная внешняя составляющая). К этой составляющей, выполняющей роль обслуживающей, вспомогательной по отношению к основной деятельности организации и никак, вообще говоря, сущностно и содержательно не связанной с самой бизнес-деятельностью, относятся вынужденные вещи и действия, которые необходимо организации делать, чтобы обеспечивать присутствие её в правовом бизнес-поле, безопасно работать, иметь необходимые средовые условия для работы организации и др. Совокупность таких факторов названа формальной внешней составляющей бизнеса, так как многие эти аспекты могут быть отданы, например, на аутсорсинг, такие как бухгалтерия, охрана, уборка и т.д., никакого значения, кто конкретно их будет делать, не имеет.

Из всего содержания жизни бизнес-организации в творческом ракурсе сразу может быть отброшен формальный аспект её деятельности (инфраструктурная составляющая), т.к. творчество сама по себе категория неформальная. Рассмотрение остальных составляющих бизнеса (производственной, управленческой, рыночной) можно, а часто и нужно, вести в разных креативных контекстах и творческих проекциях. В каждой из этих составляющих есть пространства, объекты и поля приложения креативного потенциала, будь то разработка продуктов (товаров, услуг), формирование и развитие внутренней среды деятельности работников организации, проектирование и проведение рекламно-информационных кампаний или осуществление имиджевого продвижения бизнес-организации и т.д. и т.п.. Если творческие подходы не использовать, то во многих случаях ведения современного бизнеса может быть сложно конкурировать на рынке.

Кстати, всё, что сказано здесь о бизнесе, также относится и полностью применимо к деятельности некоммерческих организаций, в формальном смысле отличающихся от бизнес-организаций только принципами и механизмами распределения получаемого одними и другими дохода, материальной прибыли от собственной деятельности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Проектно-консалтинговая
лаборатория
©   «КОНТУР будущего»
  ©