Бизнес лицом к человеку

Первоприроде бизнеса человеческое чуждо – ничего личного и все люди … – нет, не братья, а просто ресурсы (от франц. ressource – вспомогательное средство), ресурсы производства или ресурсы потребления, служащие главной и реально единственной цели бизнеса – получению прибыли. Пусть это такая грубая, без тонких тонкостей и частных частностей, универсальная характеристика-констатация, но нигде, ни в одном определении-толковании бизнеса нет слов о людях, в его сущности внимание к людям и обращенность к ним изначально не вложены и как обязательные элементы не запрограммированы. Если сказать иначе, чтобы для кого-то не казалось одиозным, бизнес как особое явление в человеческом мире возник вовсе не из-за любви к человеку и не из-за заботы о нём. (В кардинальном отличии от некоммерческого сектора, который как раз возник «из-за любви к человеку и заботы о нём»).

И в то же время бизнес – категория имманентно общественная, непременно связанная с людьми, без людей он существовать и развиваться не может. Без людей бизнеса нет совсем, он от них полностью зависим, если не вообще во всех частностях, то во многих системных составляющих. Во всяком случае, две стадии в любом жизненном цикле бизнеса немыслимы без людей – организация дела и реализация товара. Первое необходимо, чтобы бизнес вообще случился, а второе – чтобы случилось то, ради чего бизнес собирался случиться. Бизнес возникает не сам по себе, его организуют и им управляют люди, и покупателями-потребителями товаров-услуг тоже являются люди. И если из общего бизнес-цикла выпадает какое-либо из этих звеньев, то бизнес либо не возникает вообще, либо перестаёт существовать, только появившись на свет.

Но, если любой бизнес зависим от людей, означает ли это, что также любой бизнес оказывается и «для людей»? А вот как раз второе из первого вовсе не вытекает. Разница между «зависим от людей» и «для людей» – существенная. В первом случае – это грань вынужденности, во втором – позиция собственного желания, стремления. Бизнес «зависим от людей» – в проекции его собственных интересов, бизнес «для людей» – это уже в проекции интересов и потребностей людей. Эти проекции могут пересекаться и в определённых аспектах даже объединяться друг с другом, но принципиально они разные.

Бизнесу люди нужны потому, что он без них не жизнеспособен. А людям бизнес зачем – бизнес как сектор экономики? Оказывается, что кроме собственной возможности заниматься бизнесом и за счёт этого обеспечивать своё материальное благополучие, бизнес может быть интересен и полезен и тем людям, кто бизнесом не занимается и вроде бы не собирается заниматься. Частный бизнес выступает как дополнение к государственному сектору экономики, который, к сожалению, не может удовлетворить многих материальных и нематериальных потребностей людей, что показал поход России по социалистическому пути развития, по которому в течение более чем семидесятилетнего периода двигался Советский Союз. Если бы государственный сектор экономики мог бы полностью и разнообразно удовлетворять все материальные потребности людей, то бизнеса бы не существовало – он бы просто потребителю не был нужен, так как у человека было бы всё и без бизнеса. Для тех, кто сам не связан с бизнесом, бизнес актуален лишь тем, что он может дать людям то, чего не может дать государство. И в реалиях современного мира, его капиталистической модели, государство само отдаёт многое в экономике на откуп бизнесу, рассматривая его как делового и социального партнёра. Только вот партнёрами государства и общества мыслят и рассматривают себя далеко не все, кто занимаются бизнесом, именно потому, что такова его первоприрода. Но наряду с первоприродными сущностями в наше время бизнес окружают и на него воздействуют и другие сущностные, культурные начала и факторы, которые заставляют и мотивируют бизнес больше обращать внимание не только на собственные цели, но и на внешний мир, на людей в нем, на их потребности и интересы, т.е. становиться более социально обращённым, социально ориентированным. Тем, чтобы бизнес в России становился более социально ориентированным, сегодня активно занимается государство, подвигая его к этому, и огромную роль в движении по этому направлению играет некоммерческий сектор.

Какой смысл вкладывается в слова «социально ориентированный»? Основной смысл таков, что в те или иные фокусы деятельностного внимания бизнес-организаций, предпринимательских структур должны попадать какие-то темы и вопросы, связанные непосредственно с людьми, с улучшением их социально-жизненных условий, возможностей личностных самореализаций каких-то категорий населения или социальных групп, с просвещением, культурным развитием, образованием, здоровьем, с развитием гражданских отношений, разных общественных активностей, разворачиваемых в интересах всех, либо в интересах отдельных целевых аудиторий. Социально ориентированный бизнес – это когда такие направления деятельности предпринимательских организаций не являются основными и профильными для них, а возникают в виде дополнительных социокультурных миссий этих организаций. Есть бизнес-структуры, которые реализуют свои собственные программы и проекты в таких направлениях, но чаще представители бизнеса выступают в качестве социальных партнёров, приглашённых к сотрудничеству инициативными общественными командами и некоммерческими организациями – организаторами и участниками каких-то социально-культурных проектов. Общественные силы привлекают к социально значимым делам бизнес, приходя к нему с предложениями о партнёрстве потому, что у бизнеса в первую очередь есть материальные и денежные ресурсы, а потом нередко какие-то социально-культурные направления становятся собственными линями интереса и последующей общественной активности людей из этих бизнес-организаций. Оказывается, что делать добрые дела бывает и интересно, и душе приятно, а ещё социально-культурная активность может позитивно работать на имидж организации, на её репутацию, на доверие потребителей к ней, что опосредовано способно позитивно влиять и на успешность бизнеса организации.

В последнее время в информационном пространстве России стало нередко появляться словосочетание «социальное предпринимательство». В отличие от социально ориентированного бизнеса под «социальным предпринимательством» (социальным бизнесом) понимаются бизнес-организации, профильно (в качестве основных бизнес-миссий) занимающиеся предпринимательской деятельностью как раз по одной или по нескольким тематическим проблемным линиям, которые отмечены выше как социально ориентированные деятельности. Государство сейчас инициирует людей на создание таких бизнес-организаций, которые бы могли работать в социально-культурном секторе и закрывать серьёзный пласт проблем и сегментов, в которых недостаточно эффективно работает или вообще не работает государство и которые, в свою очередь, не являются сферами высокодоходного бизнеса. Для таких организаций разрабатываются и реализуются программы государственной (региональной) материальной поддержки. И хотя сегмент социального предпринимательства в экономике России пока ещё очень мал, тем не менее, у него может быть реальное будущее. И тем людям, кто себя прежде никогда не мыслил бизнесменом, может быть, можно будет попробовать себя в социальном предпринимательстве, государство в сотрудничестве с 3-м сектором готовы социальным предпринимателям в разных вопросах помогать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Проектно-консалтинговая
лаборатория
©   «КОНТУР будущего»
  ©