Воспитание – от слова к пониманию

Кто из людей в нашем современном обществе никогда не слышал слова «воспитание» и «воспитывать»? Если такие найдутся, то их точно считанные единицы. Потому как это одни из самых вездесущих слов русского языка, употребление которых очень массово и повседневно в разных контекстах и ситуациях, самыми разными людьми, в связи с разными проблемами и поводами – в простых и сложных вопросах, дома и на улице, в семье и школе, в науке, деловой жизни, в бытовом обиходе, по необходимости и по желанию, за надобностью или всуе, по делу и без дела. Но вот оказывается, что слово «воспитание» (вместе со всеми его языковыми производными) – весьма нетривиальное понятие, и его корневые, исконные и самые важные для человека смыслы ведают совсем не многие люди.

Что в наиболее распространённой, массовой практике мыслится людьми под «воспитанием»? Обычно это какие-то внешние поведенческие характеристики человека, то, как он себя показывает в каких-нибудь местах и ситуациях, какой образ демонстрирует другим людям. Всё верно, безусловно, такие внешние поведенческие картинки человека с понятием «воспитание» связаны. Но это лишь крохотный, хотя и наиболее видимый, внешний «упаковочный» фрагмент – это только одна из многих презентационных проекций многомерного и очень объемного понятия «воспитание».

В сознании многих людей «воспитание» предстаёт как некий результат, проявляющийся во внешней поведенческой картине человека, причем в расхожем, обыденном представлении этот результат обязательно явно и наглядно видимый. Но в бытовом сознании наряду с «результативным» одновременно традиционно присутствует и «процессуальное» воплощение «воспитания». Вполне обычная для нашего уха фраза «плохое воспитание», которая может прозвучать из уст самых разных людей, может означать, например, что являемый каким-то человеком его внешний, личностный образ негативно воспринимается окружающими (во всяком случае, теми, кто это говорит). Но эта же фраза может относиться и к тем предполагаемым внешним воздействиям на человека, к той смеси факторов влияния, которые принято называть «воспитательными» или «воспитывающими. И тут уже речь о «воспитании» не как о результате, а как о процессе, совокупности определенных внешних целенаправленных воздействий.

Как правило, опять же в наиболее распространённом общественном представлении, под воспитанием как процессом понимается какой-либо целенаправленный комплекс внешних влияний, ментальных и психологических воздействий на человека, ориентированный на формирование в нём каких-то личностных поведенческих характеристик, качеств. Конечно, без внешних влияний воспитание человека невозможно, поскольку воспитание – это социальная категория. Вот только из одних внешних факторов воспитание и воспитательные процессы тоже состоять не могут. Ценностное содержание понятия «воспитание» вовсе не в целенаправленно   выстроенных кем-то (пусть даже самыми образованными, порядочными и добрыми людьми) внешних механизмах и системах.

У понятия «воспитание» очень личностная сущность. «Воспитание» также как и «образование» сильно индивидуализированное понятие. Воспитание невозможно без свободного участия в нем самого человека, ибо оно не есть вынужденное приспособление к внешним условиям, не есть механическое усваивание заданных извне норм и правил и не есть автоматическое принятие чужих ценностей, мотивов и других жизненных оснований. «Воспитание» как гуманистическая категория обязательно и безусловно несет в себе исключительно значимый аспект личностного выбора человека. У «воспитания» индивидуализированная интеллектуально-психологическая природа.

Воспитание – это приобщение человека к культуре, это культурное восхождение. А интегрированным, целостным результатом воспитания является человеческая личность, раскрываемая в социальном ракурсе через деятельность человека, его ценностный мир, через все его отношения и взаимодействия с людьми и окружающей средой.

Более углубленно, детально, содержательно освещение темы и обсуждение проблем «воспитания» – в последующих публикациях. Продолжение следует…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Проектно-консалтинговая
лаборатория
©   «КОНТУР будущего»
  ©