Некоммерция, или немного о смыслах жизни

Из чего состоит жизнь современных людей, чем они занимаются? Самыми разными делами.

Что ими при этом движет? Потребности в самореализации, личная творческая увлеченность, материальная заинтересованность, стремление к достатку или страсть обогащения, тщеславие, желание известности и славы, состязательный азарт, авантюризм и безрассудство, жажда познаний и открытий, душевное веление или зов сердца, культурные вызовы, необходимость ощущать причастность к кому-то или к чему-то или что-то ещё?

У разных людей по-разному. Одни в своих взглядах на мир, жизненных активностях и реализациях, стремлениях и интересах очень материалистичны, прагматичны и меркантильно расчетливы, всё вокруг меряют выгодной, прибыльной  меркой – им так нравится или они к этому приучены, но это их стиль и вариант жизни. Другие о материальном думают только в силу жизненной необходимости, их влекут иные сущности и ценности, и мыслят они больше не материальными, а интеллектуальными, философскими, духовными или иными неплотскими категориями, смотрят на мир не через призму утилитарных богатств, коммерческих выгод и материальных приобретений, а обозревают и видят его в культурных, творческих, знаниевых, мировоззренческих, социальных и других неденежных, некоммерческих проекциях, преломлениях и красках. Не хлебом единым…

Как всё это в жизни разных людей сочетается, к чему кого побуждает? Есть те, кто ничего и никому не делают бесплатно, пропагандируя лозунг-идеологию, что если бесплатно, то «бес платит». А кто-то самостоятельно, сознательно, добровольно тратит своё время и другие личные ресурсы на «невыгодные» для себя, неприбыльные, «бесплатные», но нужные кому-то дела, видимо, найдя такой особый подход к «бесу», когда даже он при чутком человеческом отношении, хорошем воспитательном влиянии, в культурных условиях может превратиться в «херувима».

В современном «цивилизованном» мире, где часто вместо культуры материального достатка широко пропагандируется Gangnam Style – культ изобилия и роскоши, невозможно полностью абстрагироваться и дистанцироваться от материальных сторон жизни. Нормальному человеку жить хочется во всех отношениях неплохо. Другое дело, что для него становится ценностной доминантой, смысловой осью бытия – материальное благополучие или нечто иное? Коммерциализация разных элементов жизни, коммерциализация общественного сознания, коммерциализация человеческих отношений и поведенческих мотивов и поступков – этим, как каплями струящегося дождя, пронизано многое в современном мире, и такая глобальная коммерциализация в человеческом обществе сегодня соседствует и сосуществует рядом с чьей-то эмпатией и обращенностью к проблемам людей и окружающего мира, рядом с бескорыстием, нематериальными стремлениями и целями, рядом с некоммерцией.

Некоммерческая деятельность – что скрывается за этим словосочетанием?

В широком смысле это любая деятельность, побуждающим мотивом и конечной целью которой не является получение дохода, извлечение материальной выгоды, прибыли. То есть все, что делают люди не ради собственного материального удовлетворения и обогащения, может называться некоммерческой деятельностью. Когда нет меркантильной заинтересованности, корыстного, или, иными словами, коммерческого расчёта. Под такое определение может подойти большое число всевозможных человеческих действий, в том числе и бесполезных, бесцельных и бессмысленных. Поэтому широким, но поверхностно формальным толкованием не стоит пользоваться. Оно не раскрывает сущности общественного явления.

В неформальном, глубинном, культурно-ценностном и общественно актуальном смысле некоммерческая деятельность – это целенаправленная деятельность одних людей, полезная другим людям, какому-то человеческому сообществу и или даже человечеству в целом. В фокусе внимания и в объективе целей некоммерции – интересы и потребности людей, общие и общественные интересы. Одна из главных её определяющих характеристик-признаков – обращенность к человеку. Для некоммерческой деятельности очень важен фактор целевой аудитории, для кого что-то делается.

Некоммерческая деятельность – двуядерно-смысловое понятие, в нем два сущностно-смысловых ядра, два ценностно-содержательных фокуса. Некоммерческое ядро. И деятельностное ядро.

Некоммерческая сущность от коммерческой отличается даже не столько результатами, сколько человеческими посылами, движущими мотивами, ценностными установками. В «некоммерческий бой» идут не ради денег и славы, не ради выгоды и прибыли. Это противовес и антитеза весьма циничной формуле меркантильного, коммерциализированного мира – «ничего личного». Некоммерческое только там, где обязательно присутствует личное – позиция, отношение, мировоззрение. В этом источник его силы, первородный корень и нерушимое жизненное основание. Там, где нет личного, нет некоммерческого. Некоммерческой деятельностью нельзя заниматься за кого-то или вместо кого-то. Можно только за себя и от себя. Некоммерческая деятельность – это всегда личное дело каждого, даже если дело общественное. Поэтому в некоммерческой деятельности – и один в поле воин. И тому немало примеров, когда стремления и усилия одного человека дают различные позитивные, продуктивные результаты для многих людей, приносят реальную пользу и даже инициируют волновые культурные эффекты во внешней общественной среде.

Деятельностный фокус, фокус человеческой активности, личной и общественной – это второе смысловое ядро в понятии некоммерческой деятельности. Некоммерческой бездеятельности, пассивности, быть не может априори, так как от нее никому никакой пользы нельзя получить.

Некоммерческие вопросы – это темы и проблемы мировоззренческой, духовной, этической, эстетической, интеллектуальной, творческой, гражданской и иной личностной и общественной культуры. Люди порождают и несут знания, творят искусство, создают что-то для себя и для других, делятся с кем-то тем, что считают важным и значимым для жизни и развития, просто помогают кому-то, кого-то поддерживают. Забота о человеке, об окружающем мире, природе, среде обитания, о культурном наследии человечества и много ещё чего. Палитра тем и проблематик некоммерческих деятельностей безгранична. И возможности  для участия в такой деятельности есть у каждого человека, где бы он ни жил и кем бы он ни был.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Проектно-консалтинговая
лаборатория
©   «КОНТУР будущего»
  ©